Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии

Прилепо А.Ю.
Профессиональное педагогическое образование в начале XXI века находится на этапе коренных перемен. Система профессионального образования не соответствует требованиям информационного общества. Вопрос о реформах в образовании всегда встречается обществом болезненно, тем не менее, изменения жизненно необходимы, чтобы повысить конкурентоспособность и уровень качества выпускников. Общие мировые тенденции приводят к переосмыслению возможностей и потребностей системы профессионального образования.

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии для педагогического колледжа специальность, требующая особой подготовки. Необходимо организовать в ВУЗе условия, способствующие освоению студентами умений готовить воспитателей дошкольных образовательных учреждений с применением современных педагогических технологий. Интересным образовательным ресурсом для оптимизации подготовки студентов являются два курса: «Педагогика среднего профессионального образования» и «Технологии профессионального образования». Учебный курс «Педагогика среднего профессионального образования» длится два семестра (седьмой и восьмой). В восьмом семестре предусмотрена практика в педагогическом колледже. В девятом семестре студенты изучают «Технологии профессионального образования» и выходят на преддипломную педагогическую практику в колледже.

Анализ государственного образовательного стандарта по учебным курсам «Педагогика профессионального образования» и «Технологии профессионального образования» показывает дублирование минимум 35% дидактических единиц, что позволяет, интегрируя содержание, усилить практическую ориентированность образовательного взаимодействия для повышения качества подготовки студентов. Вместе с тем, увеличить время для более качественной подготовки студентов возможно через более интенсивную взаимосвязь педагогической практики с данными учебными курсами, благодаря корректировке заданий.

Современная российская педагогика находится в условиях противостояния между требованиями государственного образовательного стандарта, жестко лимитирующего деятельность педагога и требованием Закона Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 (о принципах государственной политики в области образования) первым пунктом идет гуманистический характер образования и свободного развития личности, а уже затем создание единого образовательного пространства. Данное противоречие ставит любого педагога в ситуацию внутреннего выбора между знаниево-ориентированной и личностно-ориентированной парадигмой образования. Вопрос разрешения данного противоречия - первый профессиональный вопрос, с которым сталкивается молодой педагог, выходя на практику. От внутреннего разрешения студентом ВУЗа данной дилеммы зависит весь последующий процесс моделирования образовательного взаимодействия со студентами педагогического колледжа. Для того, чтобы перевести выбор студента ВУЗа из плоскости интуитивного и эмпирического выбора в осмысленное пространство формирующейся профессиональной культуры, необходимо создать особые организационные, психологические и педагогические условия.

Личностно-ориентированная парадигма образования предоставляет преподавателю ВУЗа многообразные возможности. Актуальным до сих пор является проблемно-деятельностный подход, несмотря на трудоемкость, как для студентов, так и для преподавателей. Потребность общества в дистанционном обучении актуализирует использование современных компьютерных и Internet-технологий в обучении студентов.

Личностно-ориентированная парадигма обеспечивает развитие и саморазвитие индивидуальности студента, отталкиваясь от его персональных качеств как субъекта познания и предметной деятельности. Саморазвитие личности студента является приоритетным - индивидуальное и субъективное начало, а не общественная значимость образовательного процесса и его результатов. Создавая условия для самореализации личности студента, преподаватель ВУЗа помогает лучше раскрыть индивидуальные профессиональные способности по отношению к изучаемому содержанию образования. При этом область самовыражения и технологические средства предоставляются студенту преподавателем ВУЗа.

Благодаря уважительному и гуманному отношению, студенты раскрывают свои креативные возможности. Содержание и форма для преподавателя ВУЗа вторично, поскольку основой выступает движение не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету». Принципиальным отличием в осмыслении результата образования является понимание его в личностно-ориентированной парадигме как процесса создания знаний, содержания образования самим студентом. В ходе педагогического взаимодействия происходит продвижение в собственном развитии, конструирование, сотворение, произведение студентами индивидуальных открытий как того, что уже открыто, так и нового. Студент получает качественный творческий продукт тогда, когда с помощью преподавателя ВУЗа овладевает технологиями творческой деятельности.

Оптимальными методами осуществления личностно-ориентированной парадигмы в ВУЗе мы считаем модерацию метод проектов, кейс-метод, деловые игры и дискуссию.

Метод модерации - один из метамето-дов, элементы которого можно использовать в других формах и методах организации целостного педагогического процесса. По ряду элементов модерация похожа на групповую работу, тренинги, оргдеятельностные игры, но проводится в более «мягком» режиме. Кроме того, в модерации большое значение имеет оснащение помещения (аудитории), в частности, порядок расстановки столов и стульев, наличие необходимых технических средств обучения, большого количества бумаги, маркеров, других канцелярских товаров, а также возможностей для проведения кофе-пауз и т. п. Требования к материально-техническим условиям метода модерации объясняют низкую степень применения в условиях ВУЗа.

Модерация - это достаточно сложная форма организации обучения. Модерация - это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников (Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, 2006).

Методы модерации предполагают личную ответственность каждого участника педагогического взаимодействия за свои поступки и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в повседневную деятельность. Модерация развивает умение самостоятельно решать проблемы, способность к ведению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений.

Техническим препятствием применения модерации в условиях ВУЗа является необходимость структурирования учебного времени исходя из технологии концентрированного обучения. В течение одного учебного дня происходит изучение только «Педагогики среднего профессионального образования» или «Технологии профессионального образования». Органическое сочетание различных форм организации обучения, объединенных общей целью в модуль предполагает взаимосвязанную структуру из шести учебных часов.

Так как метод модерации является метаме-тодом, а технология концентрированного обучения предполагает проработку содержания в разных формах учебной деятельности при большом удельном весе самостоятельной работы, то нами была разработана структура учебного модуля, позволяющая максимально эффективно организовать процесс педагогического взаимодействия.

Учебный модуль состоит из трех организационных форм: лекции, семинарского и практического занятия. Внутренняя структура этих организационных форм полностью трансформирована активными и интерактивными методами. Первый этап «анализ эмпирического опыта» предполагает погружение в проблемную ситуацию (изучение «кейса»). Работа в группах по разрешению проблемы проходит в структуре второго этапа, «совершения субъективных открытий». На третьем этапе «обобщение существующих теоретических знаний» осуществляется презентация наработок микрогрупп и обсуждение с преподавателем опыта решения этой проблемы в педагогике. Завершается все образовательное взаимодействие четвертым этапом. «Рефлексия процесса и результата образовательного взаимодействия» является непременным этапом структуры учебного модуля. Этот этап требует достаточного времени, доверительной атмосферы, и многообразия способов проявления своего отношения к образовательному взаимодействию и результатам учения. Обязательным условием является создание ситуации успеха для студентов, реализация преподавателем приемов педагогической поддержки, позитивный ритуал прощания группы.

Проблематизация знания - такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Студент, с самого начала образовательного взаимодействия, ставится перед проблемой описанной в «кейсе», а знание о способах решения проблемы открывается им самостоятельно или с фасилитаторской помощью преподавателя. Кейс-метод - это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Метод «кейс-стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира - его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов» (Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова, 2006). Кейс-метод представляет западную модификацию проблемного обучения. В российской педагогике решение педагогических задач давно и успешно применяемая технология. Вместе с тем потребность самостоятельного поиска решения проблемных ситуаций стимулирует развитие теоретического мышления, творческих способностей, оттачивает умение решать дивергентные задачи профессиональной деятельности.

Кейс-метод применяется наряду с другим способом освоения содержания образования -методом проектов.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Проектные технологии являются воплощением теоретических представлений дидактического прагматизма, основоположники которого Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. Понимая образование как непрерывный процесс реконструкции опыта, а источник содержания образования - в общественной и индивидуальной деятельности личности, они предложили метод, который активно применяется во всем мире, и переживает волну возрождения в российской педагогической практике. Использование метода проектов позволяет содержание профессионального образования представить студентам в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, учебных деловых игр в форме занятий, индивидуальной самостоятельности в научно-исследовательской деятельности. Для реализации метода проектов создаются условия для развития у студентов потребности самостоятельно мыслить, находить и решать профессиональные проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, интегрируя в собственную динамическую картину мира, а не только знания психологии и педагогики. Метод проектов предоставляет возможность личности сформировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи при анализе целостного педагогического процесса. В результате работы над проектом студент должен разрешить практическую профессиональную проблему, предложив проект, благодаря которому студенты, обучающиеся в педагогическом колледже, смогут получить целостное представление о способах разрешения профессиональных затруднений.

Особым пространством соприкосновения личности преподавателя и студента является создание общего контекста профессионального взаимодействия. Взаимосвязь студента и преподавателя - опыт конструирования педагогического взаимодействия с одной стороны, а с другой стороны - проблемное поле для рефлексивного поиска смысла профессионального призвания, инициирования себя в педагогической деятельности. Обретение смысла профессиональной самореализации не возможно без поиска ответов на общефилософские вопросы жизни каждого человека. Вариантом контекста продвижения от совместно выработанных целей к индивидуальным результатам, для диалога личности преподавателя и студента, нами выбрана философия русского космизма, как соответствующая современным тенденциям глобализации и интеграции человечества.

Результат образовательного взаимодействия - создание знаний, содержания образования самим студентом, его продвижение в собственном развитии, конструирование, сотворение, произведение индивидуальных открытий как того, что уже открыто, так и нового.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разработанная технология самореализации студентов в процессе освоения профессионально педагогической культуры подводит к осмыслению студентами себя как педагогов. Принятие и самоидентификация студентами своего профессионального кредо как педагога среднего профессионального образования стоящего образовательное взаимодействие в личностно-ориентированной парадигме. Программа учебных курсов «Педагогика среднего профессионального образования» и «Технологии профессионального образования» вносит важный вклад в создание квалификации выпускника, обеспечивая развитие компетенций, позволяющих осуществлять обучение и воспитание студентов с учетом специфики преподаваемого предмета, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

Таким образом, перед нами открываются возможности создания пространства профессиональной самореализации студентов в процессе освоения профессионально-педагогической культуры. Обучение студентов с использованием активных и интерактивных методов образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии являются оптимальными.


Работа представлена на Международную научную конференцию «Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса», Италия (Римини, Рим, Сан-Марино, Флоренция), 10-17 июня 2009 г. Поступила в редакцию 04.06.2009.

Библиографическая ссылка

Прилепо А.Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С. 50-0;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=190 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074