Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Система непрерывного профессионального образования в условиях кризиса: интеграция подготовки квалифицированной рабочей силы

Громова Н.М. Колчина Н.М.
непрерывное профессиональное образование
профессии
специальности
компетенции
государственные профессиональные стандарты
квалификация

Важнейшим условием успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила.

В последние десятилетия содержа­ние всех профессий претерпело радикаль­ные изменения, ряд профессий оказался невостребованным, в то же время возникло много новых профессий.

Эти изменения вызваны, в частно­сти, следующими причинами:

  1. переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда;
  2. падением спроса на неквалифи­цированный ручной труд;
  3. потребностью в новом знании и концептуально новом содержании обуче­ния;
  4. распространением автоматизированных систем управления производст­венными процессами;
  5. спадом массового производства;
  6. повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, совершенствование производствен­ных процессов;
  7. растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;
  8. повышением уровня взаимодей­ствия работников в коллективе;
  9. размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и разви­тия систем управлением качеством.

Кроме того, для эффективной профессиональной и личностной самореализации в современную эпоху требуются не только профессиональные, но и социаль­ные, экономические, коммуникативные и экологические компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровож­дают практически все виды профессио­нальной деятельности. Эти компетенции обеспечивают адаптивность граждан, а также представляют собой фундамент для дальнейшего обучения и способствуют формированию гражданских качеств.

Естественным следствием описан­ных изменений становится необходимость для системы профессионального образова­ния следовать за изменениями в сфере труда и адаптироваться к происходящим переменам. Это означает, что профессио­нальное образование должно реагировать на:

  1. экономическую ситуацию;
  2. структуру рынка труда и спрос на новые компетенции.

Прежде всего необходимо еще раз подчеркнуть, что обучение должно обеспечивать комплексное освоение обучающимися знаний, умений, отношений и опыта, позволяющих осуществлять трудо­вую деятельность по конкретной профес­сии в соответствии с требованиями рынка труда, т.е. работодателей. В связи с быст­рым темпом изменений требований рынка труда, вызванных изменениями в техноло­гиях и организации труда, работники должны обладать не только профессио­нальными знаниями, но и обладать мо­бильностью и возможностью к перемене труда.

В соответствии с современными требованиями к организации труда особую ценность приобретают знания в областях планирования собственной деятельности и оценки ее качества и результатов, совме­стной работы в команде (трудовом коллек­тиве), эффективного взаимодействия с коллегами и руководством, природоохран­ной деятельности. Другими словами, ра­ботник должен иметь определенные соци­альные и личностные умения (компетен­ции), необходимые не только в рамках конкретной профессии, но и практически во всех сферах профессиональной дея­тельности. Это обеспечивает адаптивность работников к происходящим изменениям и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Время на подготовку квалифицированной рабочей силы как при фактических, так и при нормативных сроках складыва­ется из трех составных частей: времени общеобразовательной подготовки, време­ни специальной подготовки, времени для приобретения необходимых навыков по специальности. Введение в ближайшем будущем Государственных образователь­ных стандартов III поколения позволит в период до 2012 года отчасти улучшить си­туацию с кадрами. Эти стандарты станут основными инструментами управления качеством профессионального образова­ния на государственном уровне. В широ­ком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспектив­ным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросам отдельной лично­сти и обществе в целом, государстве и сложившихся сфер продуктивной деятель­ности человека.

Стандарты III поколения, в основе которых лежит компетентностный подход должны: во-первых служить социальной гарантией всем членам общества; во-вторых, обеспечить их конкурентоспособ­ность на отечественном и мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлетворять их персональным потребностям, с другой стороны. Для этого они должны быть приемлемы для всех регионов и субъектов федерации, посильными для обучаемых как по содержанию, так и по объему, должны опираться на реально существующие ре­сурсы в обществе и прогнозируемые про­цессы в области науки, стыковаться с за­рубежными образовательными стандарта­ми.

Одной из важнейших функций государственного стандарта профессионального образования в современных условиях является создание условий для функцио­нирования в России системы непрерывно­го профессионального образования с уча­стием образовательных подразделений предприятий. При этом все звенья системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в программных содержательных областях и обеспечивать каждому человеку форми­рование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессио­нального, карьерного и личностного роста.

Специфика профессионального образования, по сравнению с общим образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подго­товки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной доку­ментации, так как содержание профессионального обучения непосредственно свя­зано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержа­нием труда. Причем имеет место следую­щая закономерность: для младших ступе­ней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, имею­щих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего де­ло с научно-техническими основами и ме­тодами проектирования техники и техно­логии).

Таким образом, при разработке государственного стандарта профессионального образования (в особенности началь­ного), принята двухуровневая концепция проектирования его федерального компо­нента. На первом уровне (уровень феде­рального правительства) принимаются ос­новополагающие документы государственного стандарта. Эти документы долж­ны иметь долгосрочный характер и определять стратегически важные параметры стандарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионального образования, ориентированных на кон­кретные профессии, то эти элементы должны носить вариативный характер. Документы этого типа составят второй федеральный уровень государственного стандарта профессионального образова­ния.

Рассмотрим теперь элементную структуру государственного стандарта профессионального образования, и остановимся на ведущих понятиях, через которые раскрываются отдельные составляющие стандарта.

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ведущей роли понятий: квалификация уровень квалификации, сту­пень квалификации.

Квалификация - это завершенный этап подготовки кадров в системе непре­рывного профессионального образования, характеризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессиональ­ного образования, требуемого для освое­ния профессии, специальности.

Уровень квалификации характери­зует профессиональное мастерство конкретной личности в рамках данной ступе­ни. Уровень квалификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество зна­ний и умений. Уровень квалификации яв­ляется только личностной характеристи­кой и при стандартизации профессиональ­ного образования в расчет не принимается. Этот параметр может учитываться при решении вопросов дифференциации опла­ты труда, присвоении работникам разря­дов и категорий.

Ступень квалификации - это завершенный этап подготовки кадров, зависящий от времени и затрат на его осуществ­ление. Совокупность ступеней квалифика­ции составляет квалификационную струк­туру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профес­сии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложив­шиеся требования стандарта профессио­нального образования развитых стран.

Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и про­фессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалифи­кации. В современной системе непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.

Первая ступенъквалификации предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональ­ной подготовкой, получаемой в различных формах.

Вторая ступень - основное общее образование и профессиональное образо­вание по профессиям соответствующей группы в учреждениях начального про­фессионального образования, на одно -двухгодичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего образования в учреждениях начального профессиональ­ного образования на двух-трехгодичных отделениях.

Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное (начальное и среднее специаль­ное) в учебных заведениях, таких как про­фессиональные лицеи, техникумы, колледжи.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего профессионального образования.

С принятием Федерального закона № 194-ФЗ 21 июля 2007 года об установ­лении обязательности общего образования I и II ступени квалификации профессио­нального образования в системе непре­рывного образования отсутствуют.

Поскольку данный закон не опро­вергает начальное профессиональное об­разование, но в нем, к сожалению, нет ме­ханизма подготовки рабочих кадров, а это очевидным образом ведет к подрыву всей экономики страны. Это усугубляется еще и тем фактом, что рабочих профессий та­ких, как слесари, токари, сварщики, мон­тажники и др., не хватает во многих отрас­лях экономики.

Для решения этой актуальной про­блемы нами предлагается интеграция под­готовки кадров (рабочих и специалистов):

  1. сочетающая учебную и профессиональную деятельность с привлечением кадрового и материально-технического потенциала реального сектора экономики и социальной сферы;
  2. включающая новое содержание и формы организации учебного процесса (программы предпрофильного и профиль­ного образования, индивидуальные учеб­ные планы) с учетом рынка труда и необ­ходимости обеспечения сознательного вы­бора будущей профессии, специальности.

Таким образом, предлагаемая сис­тема интеграции подготовки кадров отра­жает требования сферы труда и специфику социально-экономических условий для обеспечения предприятий, организаций и учреждений квалифицированной рабочей силой.


Библиографическая ссылка

Громова Н.М., Колчина Н.М. Система непрерывного профессионального образования в условиях кризиса: интеграция подготовки квалифицированной рабочей силы // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 13-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=2 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674