Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Антонова А.В.
В настоящее время, профессиональное образование приобретает особую важность. Образование является социальной и духовной опорой жизнедеятельности людей. Не только потому, что оно дает возможность овладеть определенной профессией, но и влияет на перспективы человека в постоянно меняющихся жизненных условиях. Осознание возросшей роли образования является одной из ключевых тенденций развития современного общества. Педагогическое образование перестраивается. Появляются новые педагогические технологии. Среди них особое место занимают информационные технологии.

Сейчас сфера образования, впрочем, как и любая другая сфера деятельности человека, не обходится без информационных технологий. Сфера информационных технологий - это сфера сотрудничества стран по всему миру. Можно утверждать, что сейчас качество образования находится в прямой зависимости от применения новых информационных технологий. Для решения этой проблемы нужно иметь квалифицированных педагогов, которые обладали бы компьютерными навыками настолько, что могли бы постоянно модернизировать образовательные технологии в зависимости от технических изменений во всем мире. Для того чтобы идти в ногу со временем от преподавателя, как специалиста, требуется умение оперировать информационными системами. Традиционные курсы видоизменяются и обновляются за счет включения в основной образовательный процесс сведений, представляемых компьютерными, видео- и аудио- техническими средствами обучения. А для некоторых дисциплин использование информационных технологий стало обязательным условием для осуществления учебного процесса.

Одна из главных целей информатизации образования заключается в подготовке специалистов, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями. Данный принцип формирует информационное мировоззрение, обеспечивает способность к самостоятельному поиску, обработке информации, групповой деятельности, сотрудничеству и создает базу для саморазвития в сфере информационных технологий. Применение информационных технологий позволяет раскрыть личностные качества, творческий потенциал и мышление.

Бурное развитие компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий в конце XX в. превратило индустриальное общество в информационное. Информация стала стратегическим ресурсом, определяющим развитие практически любого государства. Следствием информатизации общества явилась необходимость информатизации образования, поскольку эти процессы взаимосвязаны: информатизация любой сферы жизни общества требует качественных специалистов, а приобрестикачественное образование в информационном обществе можно только благодаря изучению информационных технологий и их использованию при подготовке специалистов. Одна из главных целей информатизации образования заключается в подготовке специалистов, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями.

Выпускник-педагог должен иметь информационное мировоззрение, обладать информационной культурой и информационной компетентностью, которая включает в себя способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач, к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей, готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий. Формирование информационной компетентности специалиста является важной задачей профессиональной подготовки в вузе.

Обеспечить подготовку таких специалистов можно, если:

  1. Управление образованием строить на основе автоматизированных банков данных информации и информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  2. Обучение ориентировать на развитие профессиональных умений и навыков в соответствии с будущим профилем деятельности и современными условиями информатизации общества;
  3. Организационные формы и методы учебной деятельности, ориентировать на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать профессиональные знания и умения;
  4. Тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых. Осуществлять в электронном виде.

Главная задача информатизации в настоящий момент заключается в правильном использовании существующей техники, внедрении инновационных технологий. Успешное распространение информационных и коммуникационных технологий на этом этапе возможно только при системном подходе, последовательной реализации мероприятий, направленных на подготовку современных специалистов. Внедряя информационные и коммуникационные технологии, нужно учитывать две стороны:

  • содержательную, включающую в себя задачи формирования содержания образования, которое должно обеспечивать информационное мировоззрение, информационную компетентность и информационную культуру выпускников;
  • технологическую, предполагающую использование средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности всей системы обучения.

Потребность в умении решать профессиональные задачи с помощью специализированных пакетов программ приводит к необходимости увеличения объема времени, отведенного на изучение прикладных программных продуктов. Для этого в учебных планов вузов должны появляться курсы обучающего плана как для педагога, так и ученика в будущем.

Достаточный уровень полученных знаний позволит решать более сложные задачи на следующем уровне образования в области информатизации. Студент имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, активизировать внимание на ключевых словах, иллюстрировать текст по своему желанию для большей наглядности и лучшего восприятия изучаемого материала.

Современное программное обеспечение позволяет периодически проводить учебные занятия по всем дисциплинам с использованием компьютеров. А для этого необходимо желание преподавателей освоить передовой опыт в области информатизации.

Применение информационных технологий - это процесс применения преподавателем компьютерных технологий для осуществления образовательной воспитательной, контролирующей и творческой деятельности студентов с целью повышения качества подготовки специалистов

Новые информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Таким образом, педагогическое образование выходит на новый уровень качества подготовки специалиста-педагога, способного решать актуальные задачи образования и воспитания подрастающего поколения, умеющего решать для себя и своих воспитанников задачи информатизации и применения современных информационных технологий в педагогической учебной деятельности, для самообразования.


Библиографическая ссылка

Антонова А.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 54-55;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=256 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674