Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Макиев А.Т. Дзабаев Э.А. Албегонова Ф.Д. Данилова Е.А. Джабашвили М.З. Маргиева Д.А.
Эмбриология - это одна из наиболее интегрированных областей биологии. Она тесно взаимодействует с такими дисциплинами, как зоология, ботаника, анатомия и физиология человека и животных, биохимия, генетика, цитология, гистология, теория эволюции. При этом надо отметить, что эмбриология и гистология принадлежат к группе морфологических дисциплин, которые нельзя изучать теоретически, только по книгам. Важную роль в их изучении играют лабораторные занятия. Богатое фактическое содержание, накопленное этими науками, получено во многом путем изучения микроскопических препаратов. Курс практических занятий по гистологии и эмбриологии в основном и состоит из изучения микроскопических препаратов, которое расширяет и закрепляет знания, полученные на лекциях и путем самостоятельной работы с учебной литературой. Изучение тотальных и гистологических препаратов зародышей разных групп животных на разных стадиях развития необходимо для понимания закономерностей развития, изучения генезиса различных тканевых структур, запоминания фактического материала.

Руководство к лабораторным занятиям по курсу гистологии с основами эмбриологии составлено для студентов биологических специальностей, обучающихся по программе педагогической специализации («учитель биологии» с дополнительной квалификацией «учитель химии»). В рамках педагогической специализации большое внимание уделяется педагогическим дисциплинам и методике преподавания. В связи с этим программа многих теоретических дисциплин сокращена, в частности, изучение гистологии с основами эмбриологии осуществляется в течение одного семестра. Данное учебно-методическое пособие призвано восполнить сокращение числа аудиторных часов (лекционных и лабораторно-практических), в помощь студентам во время практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы.

Пособие включает введение, общие указания к выполнению лабораторно-практических занятий, правила работы с микроскопом и руководство к лабораторно-практическим занятиям.

  • Занятие №1. Основные этапы эмбрионального развития.
  • Занятие №2. Голобластический тип развития.
  • Занятие №3. Меробластический тип развития.
  • Занятие №4. Развитие млекопитающих.

Руководство к каждому занятию состоит из двух блоков текста - это краткое изложение теоретических основ рассматриваемой темы и руководство к работе с микропрепаратами и их зарисовке.

Занятие №1. В теоретических основах приводится описание основных этапов оплодотворения, дробления, гаструляции зародыша. Рассматриваются особенности дистантных и контактных взаимодействий гамет, механизмы быстрого и медленного блоков полиспермии, ооплазматическая сегрегация и особенности клеточного цикла в период дробления. Приводится классификация и характеристика разных типов дробления и типов бластул, биологический смысл процесса дробления, а также основные механизмы гаструляции, образование гаструлы, закладка мезодермы и полостей тела. В практической части занятия предлагается изучение этапов оплодотворения на микропрепаратах, а также зарисовка микропрепаратов и основных схем.

Занятие №2 посвящено изучению развития животных с голобластическим типом развития. В теоретической части в качестве модельных объектов рассматриваются классические объекты эмбриологии - ланцетник и лягушка, и особенности их развития, связанные с разной загруженностью яйцеклетки желтком. В практической части предлагается изучить микропрепараты яйцеклетки, разных этапов дробления, гаструляции, нейруляции лягушки. Приводится подробное описание микропрепаратов, а также указания к работе с ними и задания к самостоятельной работе.

Занятие №3 рассматривает развитие животных с неполным (меробластическим) типом развития на примере птиц. В теоретической части приводятся схемы, облегчающие понимание процессов развития птиц, карты презумптивных зачатков органов. Рассматриваются строение и функции внезародышевых органов. В практической части дается руководство к работе с микро- и тотальными препаратами с указанием к их зарисовке.

Занятие №4 посвящено развитию млекопитающих. Теоретическая часть включает объяснение эволюционной обусловленности особенностей раннего развития млекопитающих, схемы дифференцировки клеточного материала у млекопитающих, строение, функции и классификации плацент. Практическая часть посвящена изучению препаратов внезародышевых органов и ранних зародышей млекопитающих.

В конце пособия приводятся приложения - задания для самостоятельной внеаудиторной работы, контрольные вопросы по курсу «Эмбриология» и список рекомендуемой литературы - основной и дополнительной.

Пособие изложено на 100 страницах (6,25 печ.л.), иллюстрировано 60 рисунками, схемами, микрофотографиями.


Библиографическая ссылка

Макиев А.Т., Дзабаев Э.А., Албегонова Ф.Д., Данилова Е.А., Джабашвили М.З., Маргиева Д.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 3. – С. 36-40;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=319 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074