Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПОНЕНТЫ И ФАКТОРЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шаманова Т.А. 1 Тюкавкина Н.В. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
На основании анализа психологической и педагогической литературы выявлено ключевое значение этнокультурных знаний в социальном развитии личности. Сопоставление результатов исследований проблемы периодизации социального и морального развития со стадиями становления этнической идентичности, позволил определить особенности формирования компонентов этнокультурной социализации младшего школьника. Анализ классификаций факторов социализации и воспитания позволил определить этносоциальные, этнокультурные, этнопсихологические факторы социализации младших школьников, а так же препятствующие и способствующие условия описываемому процессу. Разработана схема влияния факторов этнокультурной социализации на формирование модели поведения младшего школьника в этнокультурной среде.
этнокультурная социализация
компоненты этнокультурной социализации
факторы этнокультурной социализации
модель поведения
1. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. – 236 с.
2. Вяткин Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. – Т. 17. № 5 – С. 69–75.
3. Голуб Е.В. Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтничесского региона :дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2011. – 237 с.
4. Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. – М., 2002. – 189 с.
5. Зинурова Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика : учебное пособие. В 2 ч. – Ч. 2. – Казань: АСО (КСЮИ), 2005. – 192 с.
6. Ким Г.П. Значение этнологических дисциплин в образовательном процессе вуза // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. 1-5 июля 2009 г. / редкол. В.А. Тишков. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 600 с.
7. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 1999. – 203 с.

Для современного российского общества характерно этническое возрождение, что характеризуется, с одной стороны, стремлением познать, возродить и сохранить уникальность родной культуры, с другой – всплеском этнического эгоизма, расизма, шовинизма. Как следствие, возрастает потребность общества в социально ответственных, высококультурных его членах, знающих и ценящих не только родную культуру, но и уважающих культуру других этносов, способных к активной жизнедеятельности в условиях полиэтничного государства. Личность, как известно, формируется в процессе социализации. Вхождение ребенка в систему этнических и межэтнических отношений обеспечивает этнокультурная ее вариация.

Ключевое значение этнокультурных знаний в формировании личности и ее социализации отмечают многие исследователи. Так, Б.С. Ерасов отмечал, что этнокультура выполняет основную функцию формирования духовных ценностей индивида [4, с. 32]. По утверждению Г.П. Ким «этнологическая составляющая интеллектуального багажа самым непосредственным образом формирует духовные ценности индивида» [6, с. 200]. З.В. Сикевич подчеркивает, что «этнообусловленные социальные нормы и предписания становятся важными регуляторами поведения людей» [7, с. 45] .

Таким образом, этнокультурные традиции и обычаи стоит рассматривать как механизмы, регулирующие поведение ребенка и, как следствие, процесс этнокультурной социализации не только в рамках своего этноса, но и в полиэтничной среде. С этой точки зрения Л. Колберг выделяет уровни морального развития: предконвенциональный (в основе – желание получить награду за хорошее поведение или страх перед наказанием); конвенциональный (основан на договорных отношениях); постконвенциональный (в основе – самостоятельный выбор этических принципов) [5, с. 38].

С.А. Беличевой определены четыре уровня социального поведения согласно внутренним регуляторам: первый уровень (регуляторами социального поведения являются витальные потребности, социально-одобряемое поведение удерживается из чувства страха перед наказанием либо корыстными устремлениями); второй уровень (регуляторами поведения в ближайшем окружении выступают социально фиксируемые установки, формирующиеся в малых группах на основе потребности в общении); третий уровень (регуляторами поведения в системе деловых отношений выступают базовые социальные установки, выраженные в общей направленности интересов личности: учебе, досуге, интересах); четвертый уровень (система ценностных ориентаций личности, определяющая ее стратегическую направленность) [1, с. 106].

Рассматривая проблему социализации личности в процессе освоения ею этнической культуры, Р.И. Зинурова выделяет два этапа, отмечая их гармоничное и последовательное завершение формированием менталитета личности. На первом этапе индивид осваивает распространенные и жизненно необходимые элементы своей культуры. Этнокультурная социализация реализуется в стихийной или в относительно управляемой форме, а так же целенаправленного воспитания. Целью является формирование у ребенка адекватных навыков социокультурной жизни. На втором этапе происходит выработка у индивида способности к самостоятельному освоению этнокультурного окружения. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненоважных проблем, а так же участвует в составе своей этнической группе в действиях, результатом которых становятся культурные изменения [5, с. 6].

Одним из ключевых механизмов этнокультурной социализации является этническая идентификация. Ж. Пиаже отмечал, что этническая идентичность формируется в возрасте от 6 до 11 лет. В этом возрасте эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивированная национальностью родителей, местом проживания, языком, на котором говорит. В полном объеме этническая идентичность формируется к 10–11 годам, ребенок этого возраста понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности традиционных культур.

Б.В. Вяткин, В.Ю. Хотинец выделяют четыре возрастных этапа в формировании этнической идентичности. Начальный этап приходится на период дошкольного и начало младшего школьного возраста. Для этого периода характерны слабые этнические знания, а семья выполняет главную роль в приобщении ребенка к родной культуре. Второй этап (который приходится и на младший подростковый возраст, к которому относятся четвероклассники в том числе) характеризуется осознанным отношением к своему этносу, проявлением интереса к истории и культуре своего и других народов [2, с. 70].

Дж. Финни, выделяя две стадии формирования этнической идентичности, относит детей 7–11 лет к первой – «непроверенной идентичности». На этой стадии Финни выделяет два подвида идентичности: диффузную (отсутствие интереса к своей этнической принадлежности); предварительную (принятие позитивных этнических аттитюдов родителей, значимых взрослых).

Таким образом, этнокультурную социализацию младшего школьника можно обозначить как начальный этап. Охарактеризуем данный этап в совокупности структурных компонентов процесса этнокультурной социализации.

Познавательный компонент. Дети 7–8 лет имеют слабые этнические знания, однако имеют интерес к родной культуре и активно усваивают данную информацию. В 9–11 лет младшие школьники проявляют стойкий интерес к национальной культуре, традициям, однако изучают ее под руководством взрослого.

Ценностно-ориентационный компонент. Младшие школьники, осознавая свою этническую принадлежность, способны определить ее значимость для себя. Регулируют свое поведение этнокультурными нормами, активно усваивают этнокультурные ценности, мотивируясь внешней оценкой и одобрением со стороны взрослых.

Деятельностный компонент предполагает включение ребенка в деятельность, позволяет проявлять себя в качестве субъекта этноса. В младшем школьном возрасте данный компонент выражен слабо, однако дети стремятся соблюдать традиции и обычаи, принимать участие в народных праздниках под руководством взрослых. Для этого возраста характерен особый интерес к овладению видами декоративно-прикладного творчества своего народа, а так же выполнение определенной социальной роли в этнической группе.

Этнокультурная социализация младшего школьника протекает в условиях одновременного влияния множества обстоятельств, требующих от нее определенного поведения. Следовательно, под «фактором этнокультурной социализации» необходимо понимать движущую силу, необходимое условие, определяющее характер данного процесса.

По степени воздействия, опираясь классификации факторов социализации и воспитания А.В. Мудрика, Г.М. Коджаспировой, В.Н. Турченко, Н.В. Бордовской, А.А. Реана, мы определяем следующие факторы этнокультурной социализации младших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Факторы этнокультурной социализации младших школьников

Факторы

Объективные (неуправляемые)

Субъективные (управляемые)

Мегафакторы (Этносоциальные)

социально-экономическая и политическая обстановка в стране, национальная политика и реализуемые в ее рамках государственные программы, государственные стратегические задачи в области образования и воспитания

представления ребенка о социальных нормах, о Родине

Мезофакторы (Этнокультурные)

этнос и этническая культура, этническая среда (моноэтническая/полиэтническая), референтная группа с моделями социально одобряемого поведения

представления ребенка о родной культуре, народе, малой Родине

Микрофакторы (Этнопсихологические)

пол ребенка, детский опыт взаимодействия в этнической среде, особенности внутрисемейного отношения, тип семьи (традиционная, промежуточного типа, культурно-ассилированная), нормы взаимоотношения в социуме, школа, детские учреждения, сверстники

отношение к семье как к ценности, отношение к микросоциуму, школе, индивидуально-психологические особенности ребенка (самооценка, особенности общения и др.)

Выделенные факторы воздействуют на этнокультурную социализацию в своей совокупности, при этом макрофакторы (этносоциальные) выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы (этнопсихологические) – внутренних регуляторов. Мезофакторы (этнокультурные) являются неким «переходным мостиком», выполняя функцию перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для ребенка [1; 3].

Исходя из психологических особенностей детей 7–11 лет, анализ вышеперечисленных факторов показал их неоднозначное влияние на развитие процесса этнокультурной социализации младшего школьника. При своем совокупном воздействии факторы могут, как способствовать, так и препятствовать данному процессу (табл. 2).

Таким образом, факторы не действуют однозначно, они только актуализируют личностный потенциал при определенных благоприятных условиях. Эти условия можно создать посредством целенаправленного и управляемого процесса приобщения ребенка к культуре родного народа, формирования ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, позволяющего состояться этнокультурной социализации младшего школьника.

Факторы этнокультурной социализации, воздействуют на личность посредством институтов и механизмов социализации, формируя определенную модель поведения личности в определенной этнокультурной среде, которая является отражением усвоенных личностью норм, ценностей, ценностных ориентаций (рисунок).

Следует заметить, что совпадение внешних регуляторов поведения с внутренними ведет к формированию социально одобряемого поведения в этнокультурной среде, их рассогласование, напротив, к поведению асоциальному.

Исходя из определенной модели, наиболее тесно связанным с этнокультурной социализацией младшего школьника институтом является семья, поскольку именно семья является той начальной ступенью, на которой человек впервые знакомится с духовной и материальной культурой родного народа, как следствие, происходит становление этнической идентичности ребенка – ключевого механизма этнокультурной социализации.

Немаловажным условием является реализация этнокультурного образования в школе, учитывающего полиэтнический состав учащихся, удовлетворяющего индивидуальные этнокультурные потребности детей.

Таблица 2

Факторы, препятствующие и способствующие процессу этнокультурной
социализации младшего школьника

Препятствующие условия

Способствующие условия

Мегафакторы (этносоциальные)

– девальвация этнокультурных ценностей;

– процессы глобализации, и как следствие, тенденции унификации культуры;

– вспышки национальной нетерпимости и враждебности в обществе.

– национальная политика государства и реализуемые в ее рамках программы;

– стратегические задачи в области этнополитики и образования.

Мезофакторы (этнокультурные)

– полиэтничная среда;

– деформация и утрата механизмов самосохранения этносов.

– игнорирование этнокультурных потребностей полиэтничного состава учащихся школ, ориентация на титульный этнос в организации учебно-воспитательного процесса.

– этническая культура;

– образовательная среда;

– модели социально-одобряемого поведения.

Микрофакторы (этнопсихологические)

– деформация духовных ценностей семьи, утрата национального языка, культуры, традиций;

– отсутствие опыта взаимоотношений этнокультурной среде;

– особенности возраста: повышенная утомляемость, лабильность психических процессов.

– интерес к социальной тематике;

– становление и оформление Я-концепции;

– развитие рефлексии;

– доверительное отношение к значимым взрослым, ориентация на их оценку поведения, подражательный характер и ориентация на значимых взрослых;

– становление критичности мышления;

– волевая регуляция поведения;

– формирование социальной идентичности.

 

pic_39.wmf

Влияние факторов этнокультурной социализации на формирование модели поведения

Таким образом, обобщая широкий спектр исследований по проблемам этнокультурной социализации, можно сделать следующие выводы:

– этнокультурная социализация – процесс включения индивида в сферу этнических отношений, благодаря которому личность усваивает этнокультурные социальные нормы;

– младший школьный возраст является важным этапом в развитии процесса этнокультурной социализации, так как в этот период активно формируется этническая идентичность как ключевой механизм данного процесса, происходит интенсивное социальное развитие;

– младшие школьники имеют слабые этнические знания, однако имеют интерес к родной культуре и активно усваивают данную информацию. К окончанию начальной школы дети способны проявлять стойкий интерес к национальной культуре, традициям, однако изучают ее под руководством взрослого;

– младшие школьники, осознавая свою этническую принадлежность, способны определить ее значимость для себя. Регулируют свое поведение этнокультурными нормами, активно усваивают этнокультурные ценности, мотивируясь внешней оценкой и одобрением со стороны взрослых;

– в младшем школьном возрасте дети стремятся соблюдать традиции и обычаи, принимать участие в народных праздниках под руководством взрослых. Для этого возраста характерен особый интерес к овладению видами декоративно-прикладного творчества своего народа, а так же выполнение определенной социальной роли в этнической группе;

– на процесс этнокультурной социализации оказывают влияние этносоциальные, этнокультурные и этнопсихологические факторы. Условно их можно разделить на объективные и субъективные. Субъективные факторы поддаются коррекции и изменению. Факторы этнокультурной социализации могут, как способствовать, так и препятствовать данному процессу. Создание благоприятных условий для этнокультурной социализации младшего школьника – основная задача этноориентированного образования;

– факторы этнокультурной социализации, воздействуют на личность посредством институтов и механизмов социализации, формируя определенную модель поведения личности в этнокультурной среде. Модель поведения, в свою очередь, является отражением усвоенных личностью этносоциокультурныхнорм, ценностей и ценностных ориентаций.


Библиографическая ссылка

Шаманова Т.А., Тюкавкина Н.В. КОМПОНЕНТЫ И ФАКТОРЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 164-167;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3909 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674