Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ ИНДЕКСА ХИРША ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ВУЗАХ

Назаренко М.А. 1
1 Московский государственный технический университет радиотехники
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с изменениями).
2. Назаренко М.А. Наукометрические показатели рейтинга Российского индекса научного цитирования // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7.
3. Никонов Э.Г, Назаренко М.А. Модель кафедры в системе менеджмента качества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 1. – С. 146.
4. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Результаты мониторинга деятельности вузов и эффективность базовых филиа лов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 1. – С. 146–147.
5. Назаренко М.А., Топилин Д.Н., Калугина А.Е. Квалиметрические методы оценки качества объектов в современных научных исследованиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7.
6. Назаренко М.А., Петров В.А., Сидорин В.В. Управление организационной культурой и этический кодекс вуза // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 4.
7. Назаренко М.А. Технологии управления развитием персонала в диссертационных исследованиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6.
8. Духнина Л.С., Лысенко Е.И., Назаренко М.А. Основные принципы социального партнерства в сфере труда и доверие к ним со стороны работающей молодежи // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
9. Назаренко М.А. Качество трудовой жизни преподавателя в современных условиях // Интеграл. – 2012. – № 5. – С. 122–123.
10. Охорзин И.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Применение принципов менеджмента качества для обеспечения социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
11. Петрушев А.А., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Математические модели качества трудовой жизни и применение принципов менеджмента качества // Современные проблемы науки и образования – 2012. – № 6. (приложение «Экономические науки») – С. 13. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.rae.ru/1210 (дата обращения: 12.04.13).
12. Назаренко М.А., Белолаптикова А.И., Лысенко Е.И. Вычислительные комплексы и системы – терминальные системы в рамках ФГОС ВПО // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6.
13. Калугина А.Е., Назаренко М.А., Омельяненко М.Н. Развитие профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Квантовая и оптическая электроника» при переходе с ГОС на ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. (приложение «Педагогические науки»). – С. 39.
14. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 121.
15. Нескоромный В.Н., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю., Напеденина Е.Ю. Повышение мотивированности студентов и обеспечение выполнения принципа гуманистического характера образования при проведении научно-практических конференций // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4.
16. Дзюба С.Ф., Нескоромный В.Н., Назаренко М.А. Сравнительный анализ мотивацион­ного потенциала студентов вузов // Бизнес в законе. – 2013. – № 1. – С. 233–236.
17. Назаренко М.А., Адаменко А.О., Киреева Н.В. Принципы менеджмента качества и системы доработки или внесения изменений во внедренное программное обеспечение // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7.
18. Назаренко М.А., Кустова Н.А., Лебедин А.А., Семин Н.В., Лебедин А.А. Электроподстанция электрофизической установки – патент на изобретение RUS 2451352 09.07.2010.
19. Иткис М.Г., Назаренко М.А., Новиков В.Н, Самойлов В.Н., Тюпикова Т.В. Информационная система анализа и оформления результатов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в научно-исследовательском институте // Свидетельство государственной регистрации программы для ЭВМ – № 2012618398, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 17 сентября 2012 года.
20. Иткис М.Г., Назаренко М.А., Перфильев А.Ф., Самойлов В.Н., Тюпикова Т.В. Программа организации, нормирования и оплаты труда в научно-исследовательском институте // Свидетельство государственной регистрации программы – № 2012618399, зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 17 сентября 2012 года.
21. Назаренко М.А. Индекс Хирша как ключевое слово в современных научных исследованиях // Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 4.

В соответствии с действующим законодательством (части 2 и 3 статьи 332 ТК РФ [1]) трудовые отношения с профессорско-преподавательским составом вузов (являющимся частью категории научно-педагогические работники) возникают в случае избрания на соответствующую должность по конкурсу, который (даже при заключении трудового договора на неопределенный срок) должен проводиться не реже, чем один раз в пять лет. В ходе подготовки конкурсной документации, как правило, обращается отдельное внимание на наличие у конкурсанта учебно-научных работ (учебные и учебно-методические пособия) и научных публикаций (статьи в журналах, тезисы или сообщения в трудах конференций), то есть используется только один наукометрический показатель [2], имеющий ограничение по времени расчета – количество публикаций за определенный срок (обычно за пять лет).

Учет количества научных публикаций профессорско-преподавательского состава кафедр [3] является важным с разных точек зрения: этот показатель важен при составлении разнообразной отчетности [4], использующей квалиметрические методы [5], при обеспечении управления организационной культурой [6] и применении современных технологий развития персонала [7] вуза, при осуществлении социального партнерства в сфере труда [8], реализации программ повышения качества трудовой жизни преподавателей [9], использующих потенциал систем менеджмента качества [10] и результаты математического моделирования [11] в этой области, при решении актуального на сегодняшний день вопроса о переходе на требования ФГОС ВПО по конкретным дисциплинам [12] и с учетом конкретных компетенций [13] студентов, которые дополнительно могут развиваться в ходе мероприятий [14], на которых профессорско-преподавательский состав вузов своим личным примером [15] может повысить потенциальный уровень мотивированности [16] обучаемых и способствовать применению принципов менеджмента качества [17] в конкретных научных разработках, проводимых совместно со студентами, результаты которых могут быть запатентованы [18] или зарегистрированы [19–20] в соответствующих государственных органах.

При подготовке документов для проведения конкурса на замещение должностей профессоров и доцентов предлагается дополнительно использовать индекс Хирша – наукометрический показатель [21], который предназначен в основном для определения количества популярных выше среднего по цитированию статей. Критерием научной активности должно служить не только количество опубликованных работ, но и доказанное присутствие указанного автора в научном дискурсе, что, в частности, может подтверждаться достаточным уровнем цитирования статей этого автора.

Критерии, использующие любые наукометрические показатели, должны быть рассчитаны за одинаковый промежуток времени, то есть индекс Хирша должен быть вычислен только для накопленной за рассматриваемый период библиографической базы, например, при проведении конкурса по истечении пяти лет после избрания следует рассчитывать индекс Хирша для публикаций за последние пять лет. Таким образом, при установлении некоторого ценза для величины индекса Хирша, можно будет получить дополнительный мотивационный фактор для лиц, выразивших желание участвовать в конкурсе на занятие должности из числа профессорско-преподавательского состава, при этом индекс Хирша определяется однозначно и независимо от конкурсанта и руководства вуза на портале eLibrary.ru, который поддерживает Российский индекс научного цитирования.

Предлагается установить следующие числовые показатели на пятилетний период, рассчитываемые по материалам портала eLibrary.ru для соответствующих должностей: доцент – индекс Хирша должен быть не менее двух, профессор – не менее трех. Тем самым, к конкурсанту на должность доцента будут предъявляться следующие требования: за пятилетний период опубликовать в журналах, учитываемых в eLibrary.ru, не менее двух статей, которые получат не менее двух ссылок на каждую из них. Указанное требование может быть реализовано, при учете естественного временного периода задержки выхода статьи и попадания соответствующей информации в eLibrary.ru от момента представления материалов в научный журнал, например, при написании по одной статье в год, каждая из которых будет содержать ссылки на предыдущие статьи, то есть при формировании цикла статей. Частота публикаций научных работ по одной в год от претендента на должность доцента представляется вполне разумной.

Требование к претенденту на должность профессора по достижению за пятилетний период индекса Хирша, равного трем, уже не может быть выполнено при написании по одной статье в год, если толь эти статьи не получили достаточно заметного внимания в научном мире. При создании собственного цикла работ (наличие в выпускаемых статьях ссылок на предыдущие) требуется обеспечение частоты научных публикаций порядка одной работы в девять месяцев, что также не является непомерно тяжелым бременем для претендента на профессорскую позицию.

Дополнительно может быть установлено требование к претендентам на должность старшего преподавателя по достижению за последние пять лет показателя индекса Хирша, равного единице.


Библиографическая ссылка

Назаренко М.А. ПРИМЕНЕНИЕ ИНДЕКСА ХИРША ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ВУЗАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 8. – С. 186-188;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3916 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674