Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Амурова Н.Г. 1 Белялова М.А. 1 Мороз В.А. 1 Чалов В.Н. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» кафедра педагогики и психологии
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.
2. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма. - М., 2006.
3. Гельвеций К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. -М. , 1968.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика. -М. , 1951.
5. Платон. Сочинения. Т.З. - СПб., 1863.
6. Психологический словарь.- М., 1997.

Профессионально-личностное самосовершенствование преподавателя высшей школы связано с развитием его профессионально значимых способностей.

Впервые понятие «способности» ввел в науку Платон. Он считал, что человек родится с уже готовыми способностями и в дальнейшем изменить их не может. По Платону одни родятся со способностями к руководству, а другие - со способностями к ремесленничеству или земледелию и могут успешно заниматься только соответствующей профессией [5].

Чешский педагог - гуманист Я.А. Коменский ввел в науку термин «дидактика», под которым понимал «искусство всех учить всему», утверждая, что это возможно и необходимо. Таким образом, Коменский не только отстаивал принципиальную возможность развития способностей, но и доказывал, что это необходимо делать по отношению к каждому конкретному человеку

«Все психические функции человека - результат его воспитания»,- считал К. Гельвеций. В книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» он ярко и последовательно изложил архиважную для своего времени идею об умственном равенстве людей. Люди, по Гельвецию, родятся одинаковыми. Основная концепция Гельвеция -«воспитание всемогуще» [3].Гельвеция тактично подправляли его современники: воспитание может много, но оно не ни всемогуще, а задатки у людей разные, то есть они не родятся одинаковыми. Но в жизни не столь большую роль играют задатки, сколько личное стремление человека к самосовершенствованию. На формирование способностей влияет среда. Влияет на этот процесс и воспитание, кардинально изменить человека оно не может

В современном психологическом словаре в аксиоматическом виде выражена идея неразрывной связи личностной и профессиональной деятельности: «В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т.п.» [6].

Артемьева Т.И., раскрывая методологический аспект проблемы способностей, системно представляет методы, формы и приемы формирования и развития профессиональных способностей,которые на определенном этапе их развития переходят в профессиональные качества

«Профессиональные способности»это способности человека, посредством которых он эффективно осуществляет профессиональную деятельность [2].

Профессиональные способности преподавателя высшей школы:

- экспрессивные способности - умение образно и ярко выразить мысли с помощью слова и невербальных средств. Наши наблюдения показывают низкий уровень владения культурой профессионального общения, которое лишь в 30 % случаев осуществляется на основе профессионального интереса;

дидактические способности - умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить образовательный процесс;

- авторитарные способности заключаются в умении быстро завоевывать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет; в волевом влиянии на подчинненных, коллег. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а всей жизнью преподавателя, его повседневным поведением. Доброжелательность и искренность - не отъемлемые черты авторитетного преподавателя, помогающие умело воспитывать и обучать подчиненных, развивать истинно здоровые отношения в коллективе;

- научно-исследовательские способности преподавателя подразумевают участие в научно-исследовательской работе, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

- перцептивные способности - это умение воспринять внутренний мир подчиненного, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к работе, окружающим;

- коммуникативные способности -это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с коллегами. И в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения. Немаловажную роль здесь играет искренность в отношениях с людьми. В то же время искренность не должна переходить в панибратство, а, с другой стороны, иметь покровительственный тон;

- личностные способности преподавателя проявляются, прежде всего, в такте. Этот такт заключается в умении проявлять чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к студентам, с заботой о них;

- организаторские способности предусматривают умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие;

- мажорные способности - это оптимизм и юмор преподавателя, помогающие активизировать процесс деятельности. Любой вид работы и отдыха помогают предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

- гностические способности - это умение быстро и точно распознать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Предназначение, задача, обязанность всякого человека — всемерное развитие всех способностей. Развитые экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-исследовательские, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, гностические способности обеспечивают оптимальную квалифицированную профессиональную деятельность преподавателя высшей школы.


Библиографическая ссылка

Амурова Н.Г., Белялова М.А., Мороз В.А., Чалов В.Н. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 29-31;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3947 (дата обращения: 19.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252