Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ПО ТЕРАПИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Кокарев Ю.С. 1 Иванова Н.В. 1 Хлевная Н.В. 1
1 ГБОУВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Кривошеее О.Г. Проблемы и перспективы преподавания внутренних болезней в медицинском вузе// Мед. образование и профессиональное развитие. -2010.-№2. -С. 41-48.
2. Петров В.И., Фролов М.Ю. Клиническое мышление в современной системе высшего медицинского образования в России // Там же. 2010. - № 1. - С. 59-62 .
3. Ильинский А.С. Информационные и коммуникационные технологии для гражданского и дистанционного образования // Там же. - 2010. - № 2. - С. 56-58.

Подготовка врачей в клинической ординатуре по такой сложной специальности как терапия является важной и проблемной задачей последипломного образования. Как лучше преподавать ординаторам терапию? Мы постоянно ищем пути совершенствования учебного процесса в системе последипломного образования. На наш взгляд в настоящее время крайне важно привести в максимально полное соответствие систему преподавания к запросам практики. Требуя от обучающихся в ординатуре профессиональных навыков уже с самых первых шагов, фактически не остается времени для исправления ошибок, допущенных на этапе додипломного обучения [1]. При подготовке врача терапевтического профиля преподавателей волнует проблема выпуска грамотного специалиста, способного оказывать квалифицированную помощь [2]. Преподавание в клинической ординатуре предусматривает решение ряда задач: наряду с освоением теории предмета обучающийся должен приобрести современные умения и навыки, научиться общению с больным, владеть правилами работы с медицинской документацией, достичь высокого уровня готовности для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности.

На нашей кафедре клинические ординаторы проходят обучение по терапии, гематологии, гастроэнтерологии, клинической фармакологии. В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС) первой (1995 г.), второй (2000 г.) редакции, а, главным образом, в ФГОС-ЗВГЮ (2010) уделено большое внимание клинической подготовке студентов. Однако с первых дней обучения на последипломном уровне приходится сталкиваться с проблемой: выпускники слабо владеют практическими навыками и современной информацией по диагностике и лечению заболеваний, представленных в клинических рекомендациях профессиональных медицинских обществ. Возможно, переход на новые стандарты поможет решить данную проблему.

Кроме того, обучение профильным дисциплинам сопряжено с рядом трудностей. Обучающиеся не владеют развитыми навыками поиска необходимой информации, а также, в достаточной мере, методами оценки лабораторных и инструментальных данных, слабо ориентированы в вопросах клинической фармакологии. Большинство из них, работая с больным, действуют по принципу "сложения пазла" из максимального объема назначаемого пациенту обследования, полагая "а вдруг что-нибудь найдется". Обилие технических возможностей ведет к пренебрежительному отношению к классическим методам обследования, сознательному или неосознанному упованию не на собственное мышление и диагностический поиск, как таковой, а на подсказку со стороны специалистов по визуализационным методам исследования, лаборанта, функциональной диагностики и т.д. В такой ситуации обучающийся, не владеющий в должной мере врачебным мышлением, стремится получить как можно больше информации о больном, надеясь отыскать «нужное» - собственно диагноз. Однако здесь также следует отметить, что выпускники недостаточно владеют методологией постановки диагноза, знанием номенклатуры и классификации болезней, что существенно затрудняет процесс их обучения.

Существенную роль в слабой квалификации медицинских кадров также играет низкая информационная обеспеченность. В большинстве лечебных учреждений все еще не созданы адекватные условия для обучения без отрыва от работы: крайне недостаточно проведена компьютеризация рабочих мест и выход в интернет. С другой стороны важно, чтобы в учебных планах обучения в ординатуре было отведено большее число учебных часов для клинических разборов.

В этой связи на кафедре наряду с традиционным изложением материала на лекциях и семинарах проводятся клинические разборы больных, которых курируют ординаторы, организовано проведение деловых игр с последующим подробным изучением ошибок на всех этапах оказания помощи и грамотной тактики ведения пациента. Кроме этого, на сайте кафедры представлены клинические задачи, которые ординаторы решают самостоятельно и затем подробно разбирают с преподавателем.

Большую помощь оказывает интернет, особенно в поиске информации [3]. Поэтому ординаторам нужно предоставлять конкретную информацию об электронных ресурсах, иначе они затрачивают слишком много времени на поиск информации, часто оказывающейся бесполезной. Поэтому на сайте кафедры мы разместили факультативные лекции. Безусловно, огромные преимущества дает обучение в интернете, но при этом мы не должны потерять классического образования, сочетая его с новыми технологиями обучения.

Клинические ординаторы, прошедшие последипломную подготовку на нашей кафедре, имеют возможность общаться с сотрудниками по электронной почте, обсуждать сложные случаи из своей практики. Безусловно, такая связь искренне заинтересованных врачей работать с кафедрой, без сомнения, позволяет продвинуться в современном направлении - повышения квалификации на основе непрерывного медицинского образования.


Библиографическая ссылка

Кокарев Ю.С., Иванова Н.В., Хлевная Н.В. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ПО ТЕРАПИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 103-105;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3982 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674