Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РАЗВИТИЕ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАКАЛАВРОВ КММИВСО

Колмогорова СВ. 1 Обухова Н.А. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Ротенберг B.C., Бондаренко СМ . Мозг, обучение и здоровье. М., 1989.
2. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5 - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. - 92 с.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Учёными и обществом в целом всё яснее осознаётся мысль о том, что от степени развития исследовательского поведения во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамическом мире.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Для человека творчество -наиболее яркий вариант исследовательского поведения. В социальном, психологическом и образовательном планах особенно ценно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска. И наоборот, неудовлетворённая потребность в творческом исследовательском поведении у человека может привести к тяжёлым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям [1]. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности приводит к ущемлению одной из наиболее значимых человеческих потребностей - потребности в исследовательском поиске. Психическая потребность в поисковой активности лежит в фундаменте исследовательского поведения.

Исследовательское поведение - это вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации [2].

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта исследовательских способностей. Речь идёт о стремлении к поиску, способности оценивать (обрабатывать) его результаты, умении строить своё дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них. Способы и приёмы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, -это умение видеть проблемы, ставить вопросы, разрабатывать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. По этим умениям и навыкам также можно оценивать исследовательские способности студента [2].

Как показывает наш опыт, у большинства студентов 1-го курса МАОУ ВПО КММИ ВСО навыки исследовательского поведения развиты слабо.

Поэтому на кафедре анатомии человека с гистологией, общей патологии, нормальной физиологии, биологии и микробиологии проводится целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей студентов.

Большое внимание мы уделяем этой цели на практических занятиях. Кроме классического изучения теории, студентами решаются практические задачи, в том числе отражающие реальные ситуации, в которых всегда есть элемент неопределенности. В таких ситуациях не существует четко обозначенных условий задачи, студенты сами должны выявить существенные и несущественные условия. И если не хватает определенных данных, то найти их.

Характер лабораторных работ также изменяется. Обычно студентам предлагается четкий алгоритм, следуя которому они выполняют лабораторные работы. В жизненных же ситуациях выпускник оказывается в позиции исследователя. Поэтому лабораторные работы строятся так, чтобы студенты осуществляли микроисследование: сами выбирали метод изучения объекта, самостоятельно анализировали результаты и делали выводы.

Кроме развивающих заданий на практических занятиях, ведущую роль мы отводим внеаудиторной самостоятельной работе, в рамках которой студенты проводят учебные исследования. Каждая дисциплина кафедры имеет перечень тем исследований, приветствуется, когда студент предлагает тему самостоятельно.

Учебное исследование, как и любое другое, включает в себя следующие элементы:

  1. Выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  2. Выработку гипотез;
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения;
  4. Сбор материала;
  5. Анализ и обобщение полученных данных;
  6. Подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, мини-доклад, доклад, макет и др.).

В ходе сопровождения самостоятельного исследования преподаватели кафедры стараются подходить к проведению работы творчески: учат студентов действовать самостоятельно, независимо, стараются избегать прямых инструкций; не сдерживать инициативы; не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно; не спешат с вынесением оценочных суждений.

По окончании исследования каждому студенту даётся возможность изложить собственные результаты. Студент должен знать, что результаты его изысканий интересны и он обязательно будет услышан. В результате он обучается навыкам презентации собственных открытий, учится защищать свои результаты, выводы, отвечать на вопросы, слушать чужие аргументы. Для этого каждое студенческое исследование завершается мини-докладом с последующим обсуждением вместе с другими студентами и преподавателем. Для педагога главный результат - это. прежде всего, развитие творческих способностей студента, приобретение навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Важным элементом являются критерии оценки результатов студенческих учебных исследований. Один из главных критериев - это степень самостоятельности студента, кроме того, познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, используемыми в исследовательской деятельности) и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо отвечал, но и обязательно те, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Формирование исследовательского поведения студентов на кафедре не ограничивается проведением самостоятельных исследований или в ходе практических занятий и самостоятельного обучения. Студенты активно участвуют в работе студенческого научного общества, занимаются серьёзной исследовательской работой, готовят доклады на студенческие конференции, публикуются в научных сборниках. Студенческие научные работы нашей кафедры каждый год занимают призовые места на городских и краевых студенческих конференциях.

Таким образом, у выпускников КММИ ВСО формируются умения и навыки исследовательской работы, что позволит им в будущем быть конкурентоспособными специалистами.


Библиографическая ссылка

Колмогорова СВ., Обухова Н.А. РАЗВИТИЕ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БАКАЛАВРОВ КММИВСО // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 105-107;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3983 (дата обращения: 24.06.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252