Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Мисюрина Ю.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных усло­ виях общеобразовательной школы / И.Д. Зверев, В.И. Воячек. - М: Педагогика, 1975.-182 с.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М., 1985. - 45 с.
3. Ильина Т. А. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1969. - 574 с.
4. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Каменский.— М., 1955. -287 с.
5. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. - М., 2003'. - 71 с.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М, 2001. - 511с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Соз­ нание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Издательский центр «Акаде­мия», 2004. - 352 с.
8. Педагогика. Учеб.пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: «Просвещение», 1983.-608 с.
9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных завеА.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 -512 с.
10. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Подред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогиче­ ское общество России, 2006 - 608 с.
11. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Воир. философии. - 1989. - №4.-С. 89-95.
12. Формирование учебной деятель­ ности студентов / Под ред. В.Я. ЛяудисМ: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 58 с.

В настоящее время основной проблемой современной системы образования можно считать возникшее противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения обучающимися. Это заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала - всесторонне развитой личности, и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к самообразованию и саморегуляции.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Общий момент для любого вида обучения — это цикличность учебного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. Второй общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, от которой зависит степень соответствия целей и методов полученным результатам [3]. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

Учебный процесс, при формировании практических навыков на клинической ЛОР-кафедре, целесообразнее строить, используя «ассоциативно-рефлекторную концепцию» и «теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий».

Методологическая база ассоциативно-рефлекторной теории была заложена Дж. Локком (1693) и Я.А. Коменским (1632) и базируется на чувственном познании [4, 5]. В разработке основных положений данной теории принимали участие такие известные отечественные психологи и педагоги, как С.Л. Рубинштейн (1989), А.А. Смирнов (1966), П.А. Шеварев (1966), Ю.А. Самарин (1962) [9, 11]. Согласно этой концепции процесс образования ассоциаций имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание и сохранение в памяти изученного материала, применение усвоенного в практической деятельности.

Авторы второй теории (Леонтьев А.Н., 2001; Эльконин Д.Б., 1974; Талызина Н.Ф., 1975, 1984; Гальперин П.Я., 1985) установили, что возможности управления процессом учения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы. Особенности этапов формирования практических навыков по клинической дисциплине следующие.

Первый этап- мотивационный. На этом этапе у обучаемых формируется необходимая познавательная мотивация, позволяющая им успешно овладевать каким-либо действием. На втором этапе происходит предварительное ознакомление с манипуляцией посредством выполнения ее преподавателем. На третьем этапе студенты выполняют материализованное действие в соответствии с учебным заданием в развернутой форме. Они получают и работают с информацией в виде различных материальных объектов: моделей, макетов, схем, рисунков и т.д., сверяя свои действия с письменной инструкцией. Данный этап позволяет усвоить алгоритм и правила выполнения методов исследования ЛОР-органов. Преподаватель в данном случае осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой манипуляции. Очень важно своевременно заметить ошибку обучаемого и исправить ее, чтобы в последующем не допустить закрепления неверного действия. На четвертом этапе (беззвучной устной речи) обучаемые проговаривают выполняемое действие про себя. На заключительном, пятом этапе, студенты автоматически выполняют отрабатываемое действие. Это свидетельствует о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план, и нет необходимости во внешней опоре. Следовательно, формирование действия завершилось.

В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны преподавателя и уяснение обучающимися ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой их выполнения. Именно следуя этой теории, создается последовательный алгоритм обучающих действий преподавателя и осмысленных повторяющих действий студента.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Бабанский Ю.К. (1983) считает, что методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, а Ильина Т.А. (1969) понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

Данные теоретических исследований педагогов и психологов за последние несколько десятилетий свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности [5, 6. 8-10, 12]. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения.

Можно использовать следующие методы обучения практическим навыкам: словесные и демонстрационные -по типу деятельности; объяснительно-иллюстративные - по степени развития самостоятельности студентов. Выбор метода - это педагогическое искусство преподавателя, нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция. Методы обучения должны соответствовать учебному плану и задачам обучения, а также зависеть от специфики предмета, курса и уровня подготовки студентов [2]. Не менее важную роль играет материально-техническая база, в частности наличие на кафедре необходимого инвентаря (смотровые стол и кресла, источник света, рефлектор, спиртовка) и набора стерильных смотровых инструментов.

Основными элементами обучения практическим навыкам являются наглядность обучения, сознательность и активность студентов в обучении, а также связь теории с практикой [1, 12].

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. В данном случае перспективно использовать естественную, экспериментальную, картинную и объемную наглядность. Естественная наглядность проявляется в ознакомлении студентов со смотровым инструментарием, реальными объектами (лор-органы), картинная и объемная — с изображениями исследования на рисунках, макетах (муляжах) соответственно. Экспериментальная наглядность заключается в ознакомлении студентов с процессом исследования.

Средства обучения, используемые при формировании навыков, традиционные. Это печатные издания, слово и действие преподавателя. В современном процессе обучения в качестве дополнительных технических средств с целью самостоятельного закрепления студентом полученного на практических занятиях материала можно предложить учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, видеоучебные материалы.

Результативность и эффективность обучения контролируется оценкой полученных навыков преподавателем. В качестве основных показателей результативности принимают полноту и степень приближения к заданным требованиям проведения исследования [9, 10].Кроме этого, оценка знаний позволяет добиться принципа добровольности обучения, заинтересовать обучаемого, где ведущей мотивацией станет необходимость овладения навыками для дальнейшей успешной врачебной практики.

Таким образом, руководствуясь дидактическими принципами педагогики учебный процесс по формированию практических навыков по оториноларингологии целесообразнее строить на базе «ассоциативно-рефлекторной концепции» и «теории поэтапного формирования умственных действий». В качестве метода учебной деятельности можно предложить объяснительно-иллюстративный с использованием традиционных и технических средств обучения.


Библиографическая ссылка

Мисюрина Ю.В. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 161-164;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4008 (дата обращения: 24.06.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252