Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К СТРЕССОРНЫМ СИТУАЦИЯМ

Сиротенко Д.В. 1 Скибицкий В.В. 1 Заболотских Т.Б. 1 Фендрикова А.В. 1 Лапшина П.И. 1
1 ГБОУ ВПО Куб ГМУ Минздравсоцразвития России
1. Василькова Ю.В., Васильева Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие для студентов. - М.: Академия. - 2000.
2. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. = М.: Медицина, 1988.-256 с.
3. Шаронов А.В. Молодежь и обще­ ство: Проблемы социальной адаптации в современном мире. // Вестн. психосоци- ал. и коррекционно-реабилитац. работы. - 1996. -№1.-с47.
4. Ярцев Д.В. Практическая пси­ хология для преподавателей. - М.: Филинъ, 1997.-с.135-149.

Адаптацию можно определить как развивающийся в ходе жизни процесс, в результате которого организм приобретает устойчивость к определенному фактору окружающей среды, получая, таким образом, возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде неразрешимые. Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

В развитии большинства адаптационных реакций определенно прослеживается два этапа: начальный этап -«срочная», но несовершенная адаптация, и последующий этап - совершенная долговременная адаптация. Долговременный этап адаптации возникает постепенно, в результате длительного и многократного действия на организм факторов окружающей среды. Он развивается на основе многократной реализации «срочной» адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Механизм данного перехода рассматривается как реакция не отдельных органов, а организованных определенным образом и соподчиненных между собой систем. Реакция на любое новое и достаточно сильное воздействие среды обеспечивается, во-первых, системой, специфически реагирующей на данный раздражитель, и, во-вторых, стресс-реализующими адренергической и гипофизарно-адреналовой системами, неспецифически реагирующими: на самые различные изменения в среде обитания.

В результате длительного и интенсивного действия высоких концентраций катехоламинов и других стрессорных гормональных изменений могут возникать самые различные повреждения, составляющие область так называемых стрессорных заболеваний, занимающих одно из основных мест в современной медицине. В настоящее время доказана роль стресса как главного этиологического фактора язвенных поражений слизистой желудка, гипертонической болезни, атеросклероза, иммунодефицитных состояний и др. Это означает, что при определенных условиях стресс-реакция из общего звена адаптации организма превращается в общее звено патогенеза заболеваний, ограничивающих срок человеческой жизни. Внешне такая адаптация выражается двумя хорошо воспроизводимыми явлениями. Во-первых, трансформацией поведения, в результате которой специализированная работа людей становится вполне возможной, несмотря на опасность и важные изменения окружающей обстановки, т.е. сохраняется способность к принятию четких и последовательных решений. Во-вторых, эмоционально-болевые стрессорные ситуации, которые ранее закономерно вызывали повреждения совершенно определенных систем и органов, после развития адаптации утрачивают способность их вызывать. Поэтому изучение адаптации к стрессорным ситуациям и управление этим процессом является одной из главных целей современной медицины. Учёт этих знаний в подготовке студентов медицинского университета является одной из важнейших задач профессорско-преподавательского состава кафедры госпитальной терапии.

Студент медицинского вуза, врач, медицинский работник среднего звена постоянно находятся в ситуации, которая сводится к конфликту между повелительной потребностью немедленного осуществления задач социальной среды и запретом на ответную реакцию, наложенную определенными социальными нормами или условиями, которые требуют выдержки во избежание еще большей опасности. Выдержка, действительно, оказывается обеспеченной путем критического напряжения механизмов коркового торможения, но при этом заторможенным или видоизмененным становится лишь внешний поведенческий компонент реакции. Ее внутренний вегетативный компонент, то есть стресс-реакция, это мобилизация основных функций кровообращения и дыхания может сохраняться и оказаться более интенсивной и длительной, что при частом возникновении негативно сказывается на здоровье.

Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность - в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений или же может быть следствием экстремальности ситуации. Одним из ярких стрессорных воздействий у студентов-медиков является экзамен, который, с одной стороны, позволяет выявить уровень знаний, но, с другой, имеет некоторые недостатки. По-видимому, наиболее объективная оценка будет выставлена не на экзаменах, а в ходе текущих занятий и при проверке знаний «на выживаемость» через полгода или год после экзаменов. Экзаменационная деятельность как часть учебного процесса еще нуждается в исследованиях физиологов и других специалистов с целью совершенствования ее организации. Па кафедре госпитальной терапии проводилось измерение артериального давления у студентов перед экзаменом и после него, которое выявило появление стресс-индуци-рованной артериальной гипертонии у трети из них, что указывает на их дезадаптацию к стрессорным воздействиям.

В связи с этим, учебный процесс в медицинском вузе необходимо строить по многогранной схеме. Во-первых, должна быть налажена четкая двусторонняя связь между преподавателем и студентами, учитывая «индивидуальный» подход к каждому из них. Во-вторых, студент должен чувствовать постоянную ответственность за свой уровень знаний, способность мыслить, принимать четкие, быстрые, правильные решения в определенных клинических ситуациях. Для этого необходимо развивать познавательную активность, «прорабатывать» необходимые навыки и умения. Следует чаще проводить тестовые контроли исходного и конечного уровня знаний, контрольные письменные работы, разбор клинических ситуаций с последующим анализом возможных неблагоприятных исходов.

Таким образом, учебный процесс необходимо строить так, чтобы стресс-нагрузки были регулярными, но по интенсивности не превышали пороговых показателей, приводящих к чрезмерной активации и истощению стресс-реализующих систем организма. Это приведет к повышению выдержки и адаптации студентов к различным стрессовым ситуациям, возникшим в будущей в клинической практике.


Библиографическая ссылка

Сиротенко Д.В., Скибицкий В.В., Заболотских Т.Б., Фендрикова А.В., Лапшина П.И. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К СТРЕССОРНЫМ СИТУАЦИЯМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 217-219;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4036 (дата обращения: 25.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252