Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шапошников В.И. 1 Ашхамаф М.Х. 1 Гедзюн Р.В.. Марченко Н.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России

На современном этапе развития медицины четко прослеживается кризис в профессиональном образовании. Дело в том, что, несмотря на внедрение новых форм обучения, напрямую связанных с компьютеризацией отрасли, происходит не повышение, а напротив понижение успеваемости у значительной части студентов. Каждому понятно, что плохо подготовленный врач, является источником чей-то беды или даже смерти, а значит равнодушно взирать на такое отношение будущих эскулапов к учебе просто некорректно. На наш взгляд, этот учебный инфантилизм у части обучающейся молодежи напрямую обусловлен экономическими проблемами. Значение этого фактора в показателях успеваемости можно проследить при сравнении оценок у студентов платных и бюджетных форм обучения - у студентов платной формы обучения они на 1,25 балла ниже, чем у бюджетников. При анализе данного явления мы пришли к выводу о том, что причиной слабой успеваемости коммерческих студентов является их социальная защищенность со стороны родителей. Дело в том, что они просто не видят смысла «горбатиться» в накоплении знаний по всем разделам медицины, так как для них уже предопределена конкретная форма трудовой деятельности после окончания учебного заведения. Многие из них справедливо считают хирургию слишком сложной и ответственной для себя сферой деятельности и к тому же не дающей никаких материальных благ по сравнению с менее сложной профессией. Формально они лишь выполняют наказ родителей стать врачами, а, значит, удовлетворительная оценка, полученная на экзаменах, их вполне устраивает. Таким образом, с нравственных позиций эти студенты заслуживают наказания (как безответственные лица), но применить к ним дисциплинарные меры воздействия по «Положению о высшей школе» нельзя, так как они к числу неуспевающих студентов все же не относятся. Создалась ситуация, при которой вузы вынуждены выпускать врачей с низким уровнем общей теоретической и практической подготовки. Исходя из этого, по-видимому, следовало бы вернуться к системе централизованного распределения врачей (после окончания вуза) в тот или иной регион России. Тогда студенты будут понимать, что учиться надо хорошо, чтобы затем достойно работать. Заставить студентов с полным напряжением осваивать учебную программу можно и при помощи финансового рычага. Для этого студент для продолжения учёбы в вузе под гарантию должен получать ежегодный кредит в банке, при этом объем погашения кредита напрямую должен быть связан с его успеваемостью. Так, например, у отличников он будет погашаться полностью, у хорошистов - на 75%, у троечников - 0%. При сохранении персональных стипендий такой финансовый подход к обучению станет мощным материальным стимулом

Большое значение в развитии интеллекта у учащейся молодежи имеет накопление ими эрудиции за время учебы в высшем учебном учреждении, что одновременно формирует у будущего врача и логическое мышление, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность. В этом смысле огромное значение имеет самостоятельная работа студента над материалом, который по объему информации должен превышать разделы учебника, утвержденного в качестве учебного пособия.

Важным фактором, предрасполагающим к повышению творческого потенциала у студентов высшей школы, является и непосредственный контакт с достижениями научно-технического прогресса. Во многом он обусловлен характером и интенсивностью научно-исследовательской работы, проводимой сотрудниками на той или иной кафедре вуза. Чувство подражания у студентов развито весьма сильно, и оттого личный авторитет руководителя кафедры и его помощников - профессоров, доцентов и ассистентов, в этом процессе приобретает исключительно важную роль в выборе студентом профиля своей дальнейшей трудовой деятельности. Из истории отечественной и зарубежной медицины можно привести множество примеров, подтверждающих справедливость данных слов. Личный опыт так же свидетельствует об этом - студенты, которые неодрюкратно привлекались к участию в операциях, как правило, становились хирургами и даже научными деятелями. Поиск новых путей исследования обычно начинается еще в студенческие годы посредством их участия в работе научных кружков. Из года в год у них этот поиск принимает все более и более реальные контуры познания сути патологического процесса. В это время они усваивают принципы постоянной работы с медицинской литературой, а так же приобретают навыки к анализу клинического материала.

Одной из основных задач высшего медицинского образования является совершенствование обучения будущих врачей практическим навыкам. Ведь сама суть этой специальности раскрывается через профессиональное овладение навыками и умением с последующим постоянным их совершенствованием в процессе трудовой деятельности. Однако, как показывает итоговая государственная аттестация студентов, значительная часть из них показывает весьма слабые знания по данному вопросу обучения, а нередко и полное их отсутствие. Положительную роль в этом деле должен сыграть созданный несколько лет назад в нашем вузе центр практических навыков, в котором студенты осваивают важнейшие принципы сердечно-легочной реанимации, а также методики диагностики и лечения неотложных состояний и заболеваний.

В формировании будущих узких специалистов исключительное значение имеет личный авторитет преподавателя. Порой этот фактор приобретает решающее значение в популяризации соответствующей дисциплины. Чем выше у преподавателя интеллект, чем более он подготовлен и образован, тем большее число студентов хотят быть похожими на него, а значит и растет число продолжателей его дела. На многих кафедрах нашего вуза есть достаточно большое число хороших специалистов, которые личным примером помогают многим студентам выбрать профиль своей будущей врачебной деятельности. Об этом свидетельствуют блестящие доклады, которые они представляют на ежегодных студенческих конференциях нашего университета и в других вузах России и даже за рубежом.

К другому виду самостоятельной деятельности студентов следует отнести их ночные дежурства в том или ином лечебном учреждении. Именно на дежурствах студенты имеют возможность знакомиться с реальной хирургической работой, закрепить полученные на занятиях знания об элементах практической деятельности, а так же самостоятельно выполнять те или иные манипуляции под наблюдением дежурного преподавателя.

От вдумчивой работы по углублению и расширению обязательной учебной программы во многом зависит уровень подготовки будущих специалистов в области медицины. Таким путем можно будет не только сохранить высокий авторитет российского врача, но и преумножить его. Общегосударственное значение этого дела не вызывает сомнений.


Библиографическая ссылка

Шапошников В.И., Ашхамаф М.Х., Гедзюн Р.В.. Марченко Н.В. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 272-274;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4061 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674