Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Карманова Ж.А. 1 Шкутина Л.А. 1 Маженова Р.Б. 1 Конхашева У.М. 1 Алшинбаева Ж.Е. 2
1 РГП «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова Министерства образования и науки Казахстана»
2 РГП «Карагандинский государственный технический университет Министерства образования и науки Казахстана»
Проведен анализ и значимость толерантности как необходимого качества педагога в современных условиях развития обществ. В связи с этим, для учителей школ был разработан спецсеминар «Основы педагогической толерантности», целью которого явилось формирование знаний о сущности педагогической толерантности, умений конструировать, организовывать, анализировать, диагностировать, коррегировать толерантное педагогическое взаимодействие всех участников педагогического процесса. По результатам итогового мониторинга по выявлению уровня педагогической толерантности мы констатировали значительные положительные изменения. Считаем, что педагогам, независимо от их предметной направленности, полезным будет прослушать данный спецкурс, тем самым усвоить определенные знания, умения и навыки по «выстраиванию» гармоничного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
толерантность
педагогическая толерантность
профессиональная культура педагога
личностные параметры современного педагога
1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6. – С. 12-16.
2. Попов Л. Воспитание без этики? // Высшее образование в России. – 1996. – № 3. – С. 55-66.
3. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 1. – С. 3-8.
4. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.

Современный мир – это мир поликультурности и глобальных интеграций во всех сферах общественной жизни государств, в том числе и образования. В этой связи особую актуальность приобретает формирование педагогической толерантности, что, несомненно, окажет влияние на духовное и социокультурное развитие учащихся как основы психического и социального здоровья.

Целью исследования является определение значимости и путей формирования толерантности как необходимого качества педагога на современном этапе развития обществ.

Материалы и методы исследования

В качестве предмета исследования выступает педагогическая толерантность. Методом исследования выступил анализ научной литературы, в частности, труды педагогов, психологов.

Результаты исследования и их обсуждение

Значимым для собственного исследования является высказывание Б.З. Вульфова, а именно: «Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов-учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

– во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

– во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

– в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального» [1, с. 12-13].

Автор продолжает: «В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (воспитателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т.е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толерантности. И круг таких объектов, а, следовательно, и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежного сленга и взгляда на моду до жизненных ценностей и содержания перспектив.

Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В достижении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее решение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толерантности. Это общее и естественное условие особенно актуально именно в данном случае» [1, с. 12-13].

Считая, что стержнем всего воспитания является процесс формирования нравственной культуры, Л.Попов убежден в том, что толерантность должна является одним из основных компонентов профессиональной культуры педагога [2, с.55].

О действенной стороне толерантности педагога Л.В. Байбородова пишет, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения [3].

Роль педагога в развитии толерантности в пространстве школы (да и не только школы) огромна. Известно высказывание Уинстона Черчилля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать».

Важно, чтобы учителя в своей деятельности придерживались базовых принципов толерантности, например, таких как предлагает В. Лизинский:

– все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;

– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

– пора наконец понять что оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя;

– процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни [4, с. 174].

Соблюдение данных принципов позволит реализовать переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

Реализация двух основных функций – воспитания и обучения – требует от современного педагога следующих личностных параметров:

– тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

– умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Под педагогической толерантностью мы понимаем профессиональное качество педагога, которое характеризуется высоким нравственным потенциалом, пониманием своеобразия (индивидуальности) саморазвития ученика, развитостью чувства эмпатии, умением обеспечивать бесконфликтное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса. Эти параметры участвуют в образовании гуманитарной (общей) культуры учителя как совокупности личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений. Толерантность – профессионально необходимое личное качество учителя, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.

Исследование практической деятельности учителей школ с помощью наблюдения и анкетирования показало общие недостатки, касающиеся вопросов толерантного взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе школы (проблема толерантности очевидна, но педагоги не понимают ее значимость; понимают проблемы формирования толерантности, но не подготовлены к оказанию квалифицированного содействия). В связи с этим, для учителей школ разработан спецсеминар «Основы педагогической толерантности», целью которого явилось формирование у учителей знаний о сущности педагогической толерантности, умений конструировать, организовывать, анализировать, диагностировать, коррегировать толерантное педагогическое взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Реализация цели связана с решением задач: сформировать у учителей целостное представление о педагогической толерантности; совершенствовать умения учителей толерантного взаимодействия с субъектами педагогического процесса; совершенствовать умения учителей по организации толерантного взаимодействия с учащимися и их родителями; сформировать умение осуществлять психолого-педагогический мониторинг толерантного взаимодействия учащихся и учеников, анализировать и корректировать интолерантные проявления.

При проведении спецсеминара мы использовали не только традиционные, но и активные методы обучения (методы коллективной мыслительной деятельности, деловые игры, тренинги и другие).

Итоговая аттестация предполагала создание эссе по проблемам педагогической толерантности и применением профессиональных знаний и творческого подхода в их разрешении. Предлагаемые темы для эссе: «Толерантность как успех к взаимопониманию и успешному формированию ценностных ориентаций личности», «Детско-родительские конфликты: приемы и способы их разрешения», «Толерантная педагогическая среда как эффективное условие воспитания толерантности учащихся» и другие.

При проведении итогового мониторинга по выявлению уровня педагогической толерантности, мы констатировали значительные положительные изменения.

Заключение

Учитывая вышеизложенное, считаем, что педагогам, независимо от их предметной направленности (математика, информатика, физкультура и т.д.), полезным будет прослушать спецкурс «Основы педагогической толерантности», тем самым усвоить определенные знания, умения и навыки по «выстраиванию» гармоничного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса ради достижения собственно воспитательных и обучающих задач.


Библиографическая ссылка

Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 33-35;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4116 (дата обращения: 16.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074