Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ

Цыгина О.Д. 1 Огнев А.С. 1 Дурнева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения студентов. В связи с возрастанием интереса к процессу индивидуализации образования в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова был разработан образовательный модуль «Жизненная навигация». Данный модуль обеспечивает целенаправленную интеграцию в жизненные планы обучаемого программы его профессионального саморазвития. В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется разработанный нами как базовый инструмент повышения субъектного потенциала личности тренинг организационного развития. Еще одной важной составляющей системы формирования общекультурных компетенций студентов является организация в вузе целостной социокультурной среды.
самоопределение
профессиональная деятельность
жизненная навигация
психолого-педагогическое сопровождение
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 367 с.
2. Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. – СПб: Питер, 2008. – 288 с.
3. Огнев А.С. Жизненная навигация (электронное издание). – М.: Изд-во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. – 165 с.
4. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности: Монография – М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 188 с.
5. Seligman M. Flourish. – New York, 2011.

Высокий темп социокультурных перемен заставляет большинство из нас жить в условиях хронической неопределенности. Стремительные экономические преобразования в стране и мире для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Непрерывное реформирование системы отечественного высшего образования усугубляет проблему самоопределения студентов на всех этапах их обучения.

Все более злободневной указанную проблему делают, с одной стороны, постоянно усиливающаяся тенденция к индивидуализации обучения, а с другой – нарастающая неспособность студентов к роли полноценного субъекта процесса построения собственной образовательной и карьерной траектории. Первая из обозначенных тенденций – одна из составляющих интеграции России в общеевропейское образовательное пространство. Вторая тенденция – следствие преобладающего в нашей культуре патерналистского подхода взрослых к организации образования ребенка.

Для решения проблемы жизненного самоопределения у любого человека в первую очередь должна быть сформирована способность к осознанию своих жизненных приоритетов. Проведенные нами исследования показывают, что для современной молодежи это весьма непростая задача. За последние десятилетия в нашем обществе укоренилась привычка «не загадывать далеко вперед», строить свою жизнь по принципу «действовать по ситуации». В результате даже попытка обсуждать свои мечты, строить планы на отдаленную перспективу большинством молодых людей воспринимается как дело ненужное. Разговор со студентами в учебных аудиториях о том, что конкретно представляют собой их важнейшие цели, как вуз может содействовать их достижению, считаются самими студентами делом неуместным. При этом, те же студенты в ряду наиболее злободневных для них проблем указывают неопределенность того, чем они будут заниматься по окончанию вуза и того, какая деятельность для них предпочтительна с учетом выбранной специальности (в опросе принимали участие студенты и абитуриенты Московского государственного университета им. М.А. Шолохова и Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, общая численность опрошенных составила более двух с половиной тысяч человек).

Многочисленные исследования показывают что успеху и процветанию человека в современном мире способствуют:

– умение четко формулировать свои собственные стратегические цели,

– способность подразделять движение к цели на промежуточные вехи;

– умение определять необходимые для достижения своих целей средства;

– способность строить реалистичные планы;

– умение предвидеть возможные риски и подбирать меры их предупреждению.

Все это должно касаться не только осваиваемой профессиональной деятельности. Прежде всего, способность решать такие задачи должна культивироваться в отношении самой жизни студента. Он должен принять на себя ответственность за свою судьбу и иметь в своем распоряжении действенные средства организации и управления своей жизнедеятельностью. Следовательно, в распоряжении студента должны быть алгоритмы решения различных жизненно важных проблем. Он должен быть вооружен знаниями об условиях, факторах и технологиях достижения жизненного успеха, благополучия и процветания.

Современная система высшего профессионального образования предусматривает изменения в подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения, готовых к принятию самостоятельных, ответственных решений, выработке индивидуальной траектории внутри социальной жизни, проектированию и реализации собственного образовательного маршрута, профессиональной образовательной программы, обладающих набором необходимы компетентностей в разных областях человеческой деятельности, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

На сегодняшний день, выпускники вузов сталкиваются с серьезными проблемами, препятствующими их успешной самореализации и интеграции: в условиях высокого уровня конкуренции на рынке труда, снижения роли труда и девальвации значимости некоторых профессий, у выпускника вуза порождается неуверенность перед будущим, тревожность по поводу дальнейшего трудоустройства. При этом снижается порог адаптации к постоянно преобразующейся окружающей действительности. Современному работодателю нужны работники, не только высокопрофессиональные, но и быстро и легко овладевающие новыми технологиями, профессионально-мобильные, творческие, легко адаптирующиеся к новым условиям трудовой деятельности. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение подготовки будущих специалистов приобретает особое значение.

В связи с возрастанием интереса к процессу индивидуализации образования в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова) был разработан образовательный модуль «Жизненная навигация». Данный модуль обеспечивает целенаправленную интеграцию в жизненные планы обучаемого программы его профессионального саморазвития. В рамках данной дисциплины система учебных занятий обеспечивает формирование у обучаемого навыков принятия научно обоснованных решений, принимаемых в связи с преодолением жизненно важных трудностей. Целью данного модуля является формирование умений и развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов.

Уделяя, безусловно, достойное внимание профессиональной подготовке, мы считаем важным, чтобы, помимо глубоких профессиональных знаний, у каждого нашего выпускника сформировались универсальные социальные компетенции, которые ценятся в любой сфере деятельности, будь то политика, бизнес, педагогика или государственная служба. Универсальные (общекультурные) компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности. Это, например, такие качества как

  • владение культурой научного мышления;
  • способность к понимаю современных концепций научной картины мира, эволюции природы и человека;
  • владение экологической культурой, знаниями в области экологии человека и природы, экологической безопасности;
  • понимание значение языка как основы культуры, его роль в жизни общества;
  • понимание основных движущих сил исторического развития общества;
  • способность реализовывать свои гражданские права;
  • способность нести ответственность за свои поступки и последствия принятых решений;
  • владение навыками публичной речи, делового общения;
  • способность ставить и достигать жизненные и профессиональные цели;
  • способность работать с разнообразной информацией;
  • способность создавать рабочие команды и оптимизировать их деятельность;
  • способность осуществлять проектную деятельность и др.

Образовательный модуль «Жизненная навигация» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • Способен ставить и достигать жизненные и профессиональные цели;
  • Владеет элементарными умениями в области организации образовательной деятельности в соответствии с основными принципами современной педагогики и андрагогики, способен к непрерывному самообразованию.

В соответствии с компетентностной направленностью образовательного модуля определено его содержание и используемые в его рамках формы учебной работы и диагностические средства определения уровня сформированности компетенций.

В качестве прототипа для практических занятий модуля нами были использованы так называемы «группы тренинга базовых навыков» (Т-группы). Как известно, используя сходные технологии с психокоррекционными группами, Т-группы в первую очередь ориентированы на образовательный эффект – развитие личности. В них активно используются такие механизмы персонального развития, как самопознание, межличностное научение, межличностная обратная связь.

В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется разработанный нами как базовый инструмент повышения субъетного потенциала личности тренинг организационного развития (ТОР). Основная задача методики ТОР состоит в обеспечении роста совершенства целесообразного упорядочения человеком своей активности при разрешении им актуальных противоречий. Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы.

Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех?

Какую проблему буду решать сейчас?

Зачем и для чего?

Какова цель решения проблемы?

Какие ресурсы необходимы?

Какие возможные помехи?

Какие помехи можно нейтрализовать?

Когда и каких результатов мы ожидаем?

Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации?

Наши тесты показали, что у студентов, осваивающих «Жизненную навигацию», растет уровень уверенности в завтрашнем дне, уровень здорового оптимизма. Эти характеристики, бесспорно, являются одними из основополагающих при выборе студентами и выпускниками будущей профессии, области деятельности, должности, они, безусловно, находят свое отражение на этапе самоопределения и трудоустройства выпускника, как временного, так и постоянного.

Еще одной важной составляющей системы формирования общекультурных компетенций студентов является организация в вузе целостной социокультурной среды. В МГГУ им. М.А. Шолохова студенты еще на этапе обучения в вузе строят свою карьеру, получают необходимые навыки, опыт, развивают необходимые как профессиональные, так и общекультурные компетенции посредством внеучебной деятельности, такой как, волонтерство, вожатство, участие в различных проектах, форумах и т.д.


Библиографическая ссылка

Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 58-60;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4121 (дата обращения: 16.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074