Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ РЕНТЫ

Сихимбаева Д.Р. 1 Абдраимова К.К. 1
1 Карагандинский экономический университет
Актуальность исследования заключается в развитии направлений использования и повышения эффективности использования доходов нефтегазового сектора экономики Республики Казахстан. Целью исследования является разработка и обоснование способов использования природной нефтегазовой ренты за недропользование. Исследование основывается на аргументированных теоретических положениях в сфере экономического механизма недропользования. Методологической предпосылкой работы стало подтверждаемое многочисленными исследованиями классических и современных отечественных и зарубежных авторов наличие дифференциации условий источников нефтегазовых ресурсов и выявление в связи с этим не взимаемого объема нефтегазовой ренты, присваиваемой нефтегазовыми компаниями, разрабатывающими наилучшие месторождения и объекты. Научная новизна исследования состоит в развитии экономического механизма взимания, накопления и использования налогов и платежей за недропользование и разработке направлений использования налоговых поступлений от недропользования с учетом рентных отношений. Из исследования способов аккумулирования и использования рентных платежей за недропользование выявлены и обоснованы наиболее эффективные направления использования рентных доходов общества, при внедрении которых будут решены социально-экономические проблемы нефтедобывающих регионов.
нефтегазовая рента
инвестирование
налоги
платежи
нефтедобывающая промышленность
недропользование
1. Глазьев С. Как построить новую экономику? // журнал «Эксперт». – Источник: URL: http://www.glazev.ru. (дата обращения: 2012-02/21.5).
2. Кимельман С. Ренто-ориентированная экономика современной России // Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.7.
3. Стейнер Р. Реструктуризация налогообложения нефтедобычи с целью максимизации общественной выгоды Материал подготовлен для Парламентских слушаний в Государственной Думе РФ на тему: «Макроэкономическая эффективность альтернативных налоговых систем». Москва, 23 апреля 2001 г. URL: http://www.greensalvation.org. (дата обращения: 2011-11/12).
4. Дэниэл Джонстон. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2000. – 352 с.
5. Голуб А., Маркандия А., Струкова Е. Проблемы изъятия рентных доходов // URL: http: www. vopreco.ru. (дата обращения: 26.11.2012 г.)
6. Разовский Ю.В., Макаркин Ю.Н.. О порядке регулирования природной ренты // Бурение и нефть, № 11, 2011 – URL: Дата обращения: http://www.burneft.ru/archive/issues. (дата обращения: 2011-11/12).
7. Сихимбаева Д.Р. Модель рентной экономики в недропользовании: Монография. – «Palmarium Academic Publishing», Germany, 2012. – 149 с.
8. Национальный фонд Республики Казахстан // Данные об исполнении бюджетов. URL: Официальный сайт Министерства финансов республики Казахстан – www.minfin.kz (дата обращения: 18.01.2013).
9. Селезнев А. Об использовании стабилизационного фонда // Экономист. – 2005. – № 9. – С. 26-37.
10. Антюшина Н. Норвежский опыт управления нефтяными деньгами // Журнал «Банковское дело», № 12, 2006, с. 34-37.

В условиях современной экономики углубляется необходимость развития сформировавшихся представлений о путях использования природной нефтегазовой ренты. Несмотря на наличие фундаментальных исследований ренты [1-6], современная практика недропользования Республики Казахстан поставила новые вопросы в вопросах накопления и использования нефтегазовой ренты, требующие поиска путей их реализации.

Конъюнктура мирового рынка объектов недропользования складывается в последние годы таким образом, что наиболее качественной и конкурентоспособной является сырьевая база нефтегазодобывающей промышленности, а востребованными являются лишь месторождения нефти и газа, цветных и благородных металлов, алмазов и урана. Месторождения других видов минерального сырья являются менее интересными для потенциальных инвесторов, так как уже имеющаяся ресурсная база разрешает снабдить потребности мировой промышленности на десятилетия вперед, и мировой рынок в настоящее время практически насыщен всеми видами минерального сырья. Уменьшение внутренних потребностей в сырье, связанное со снижением темпов роста перерабатывающих отраслей в республике, а также необходимость и возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов, привели к тому, что большая часть добываемого сырья, в том числе углеводородного, производится на экспорт. Экспорт сырьевых ресурсов, в большей степени ориентирован на Россию и некоторые страны дальнего зарубежья. Стабилизация экономической ситуации в республике, дальнейшее развитие и рост отечественного производства приведут к увеличению внутренних потребностей на нефтегазовые ресурсы, что снизит целесообразность их экспорта.

Экономический механизм системы рентных платежей за недропользование должен способствовать развитию нефтегазового комплекса, включая перерабатывающие отрасли.

Сырьевая экспортоориентированность республики достаточно сильно уменьшает эффективность народнохозяйственного комплекса страны в целом, в связи с тем, что более высокая степень переработки природного сырья приводит к повышению его ценности, а значит, является более выгодной и для его экспорта или для промышленного использования в любой индустриально развитой стране. Таким образом, можно считать, что в настоящее время Казахстан достиг объективных пределов в развитии своей экспортно-сырьевой ориентации [7].

Рациональное использование финансовых ресурсов нефтегазового комплекса страны является основой осуществления настоящих и стратегических перспектив экономики республики. В современный период посткризисного развития экономики Республики Казахстан возросла необходимость пополнения государственного бюджета страны и эффективности его использования. В этой связи повышение эффективности использования средств нефтегазовой ренты требует увеличения поступлений доходов от сырьевых отраслей. В то же время сложившаяся в республике тенденция к сокращению нефтегазовой базы и ухудшению экологической обстановки, происходящими в связи с ростом добычи нефтегазовых ресурсов, не всегда сопровождается ростом иностранных инвестиций и соблюдением иностранными инвесторами установленных налоговых режимов. Прогрессирующий рост истощения нефтегазовых ресурсов предопределяет необходимость их эффективного использования, в том числе и за счет более глубокой промышленной переработки, а также сохранения для будущих поколений. Это предполагает необходимость реализации радикальных перемен в недропользовании, повороте к цивилизованному хозяйствованию, который позволит объединить интересы не только субъектов рынка нефтегазовых ресурсов, но и всего народа как собственника земных недр.

Нефтегазовый сектор экономики страны требует определенных реформ, которые должны базироваться на следующих позициях:

– эффективное использование нефтегазовых ресурсов как национального богатства республики с целью увеличения поступлений в государственный бюджет республики;

– повышение рационального использования нефтегазовых ресурсов;

– внедрение прогрессивных технологий, малоотходных производств, повышение степени использование продуктов переработки;

– уменьшение объемов производств, экологически вредных по добыче и переработке нефтегазовых ресурсов в общем объеме производства.

С ростом доходности в нефтегазовом секторе экономики, государство столкнулось с альтернативой: либо повысить расходы на поддержку казахстанских предприятий, либо продолжать вкладывать средства Национального Фонда в крупные акционерные компании зарубежных стран с целью увеличения доходов и снижения инвестиционных рисков.

Ключевыми приоритетами инвестирования нефтегазовой ренты являются создание системы стимулов для переориентации отраслевых предприятий на глубокую переработку сырья, усиление государственного контроля важнейших финансовых потоков и предотвращения необоснованного экспорта капитала за рубеж, разработка механизмов определения вменяемых недропользователям обязательств по экономически эффективному лицензированию на потребление национальных природных ресурсов и контроля за выполнением этих обязательств, содержащих нормативно-правовую базу совместной с зарубежными партнерами добычи и переработки сырья. Необходимо способствовать привлечению инвестиций в несырьевой сектор, созданию новых рабочих мест и улучшению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Важной задачей остается привлечение инвестиций для развития высокотехнологичных перерабатывающих производств.

Для стимулирования развития несырьевого сектора требуется осуществление политики индустриально-инновационного развития, рост государственной поддержки и налоговых льгот перерабатывающим секторам экономики, которые требуют инвестирования, в связи чем проблема взимания природной ренты с нефтегазовых компаний приобретает особую актуальность.

Главным институтом в системе аккумулирования и использования финансовых ресурсов сырьевой ренты страны является Национальный фонд Республики Казахстан, который был создан с целью аккумулирования и инвестирования сверхдоходов от добычи природных ресурсов, а также для поддержания устойчивости тенге к колебаниям цен на нефть, стабилизации денежного предложения и связанных с ним инфляционных ожиданий.

Динамика инвестиционного дохода, полученного по итогам доверительного управления активами Национального фонда Республики Казахстан (в целом имеет тенденцию к росту, доходность Национального фонда Республики Казахстан колеблется от 15 до 27 % в год [8]. В 2009 г. инвестиционная доходность Национального фонда Республики Казахстан превысила этот показатель за все предыдущие годы, а в последующие годы снова снизилась, в связи с влиянием мирового финансового кризиса, колебаниями цен и конъюнктуры рынка.

Ежегодно свыше 4 млрд. долларов иностранных инвестиций заимствуется в нефтяную отрасль, тем не менее, этого недостаточно для дальнейшего развития отрасли.

Таким образом, инвестиционная функция Национального фонда Республики Казахстан требует усиления его инвестиционной деятельности на внутреннем рынке Республики Казахстан.

Эффективность использования средств Национального фонда Республики Казахстан умножится при инвестировании их в казахстанские высокотехнологичные перерабатывающие предприятия с высокой долей добавленной стоимости. Инвестирование может реализовываться для крупных инновационных проектов с большим мультипликативным эффектом на возвратной основе. Расходование государственных средств на инвестиционные проекты при нынешней благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре может происходить параллельно с досрочным погашением внешней задолженности, так как даже при относительно умеренных ценах на нефть возникнут значительные остатки средств Национального фонда Республики Казахстан.

Ключевой задачей инвестирования нефтегазовых доходов является то, как сберечь, увеличить и повысить эффективность использования доходов от углеводородного сырья. Проблема использования нефтегазовой ренты общества заключается в вопросах оптимизации объема взимаемых и аккумулируемых средств и поиск направлений и наиболее рациональных объектов их инвестирования.

В связи с актуализацией этой задачи появилась необходимость разработки концепции инвестирования нефтегазовой ренты республики в целях их использования с определением оптимального соотношения средств, отправляемых в бюджет для стимулирования развития экономики и средств, целью которых явится сберегательная функция. Таким образом, основной целью Национального фонда Республики Казахстан является достижение финансовой стабилизации в стране. Модель формирования активов Национального фонда Республики Казахстан направлена на достижение оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 962 «О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан», начиная с 2010 года введено фиксирование гарантированного трансферта в республиканский бюджет в абсолютном значении в размере 8 млрд. долларов США [8]. Финансирование других видов расходов, в том числе выделение целевых трансфертов в республиканский бюджет, приобретение казахстанских ценных бумаг субъектов государственного, квазигосударственного и частного секторов, кредитование юридических и физических лиц, использование активов в качестве обеспечения исполнения обязательств, будет запрещено.

Величина фиксированного ежегодного гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет определена исходя из сложившейся структуры расходов бюджета.

При этом гарантированный трансферт направляется на финансирование расходов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития, предусматривающих инвестирование в проекты, итогами которых будут пользоваться будущие поколения.

Для выполнения сберегательной функции Национального фонда Республики Казахстан устанавливается неснижаемый остаток в размере 20 % от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года. При этом в случае недостаточности средств Национального фонда Республики Казахстан для осуществления гарантированного трансферта, в связи с необходимостью соблюдения лимита неснижаемого остатка, размер гарантированного трансферта будет снижен на соответствующую величину.

Средства Национального фонда Республики Казахстан должны направляться на обеспечение фиксированного гарантированного трансферта и финансирование расходов, связанных с управлением и аудитом, ежемесячно (ежеквартально) на счете Национального фонда Республики Казахстан образовываются средства для обеспечения месячного (квартального) гарантированного трансферта в республиканский бюджет. Сумма превышения указанной величины должна инвестироваться в разрешенные финансовые институты.

Первостепенными целями инвестиционных операций при управлении средствами Национального фонда Республики Казахстан являются сохранность, поддержание достаточного уровня ликвидности, обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.

В социальной сфере в качестве основных приоритетов инвестирования нефтегазовой ренты следует выделить:

- улучшение качества жизни населения нефтедобывающих регионов, малообеспеченных, пенсионеров и инвалидов;

- увеличение финансирования экологической безопасности и обеспечения целевого расходования названных выше бюджетных выплат на экологию окружающей среды.

Расходы на социальное обеспечение увеличиваются на 8-10 % в год, что составляет до 30 % от общего объема затрат республиканского бюджета, среди которых наибольший удельный вес в расходах социального обеспечения занимают пенсионные выплаты, государственные специальные, социальные пособия, тем не менее расходы на социальное развитие, здравоохранение и образование требуют дальнейшего роста.

Целесообразность деятельности Национального Фонда Республики Казахстан как стабилизирующего бюджетного института в отечественной экономике, которая сильно зависит от внешней конъюнктуры и недостаточно диверсифицирована, не вызывает сомнений, при значительном вкладе нефтегазового сектора в доходную часть республиканского бюджета сохраняется риск невыполнения государством своих обязательств при падении мировых цен на нефть.

В целях выработки единого механизма инвестирования нефтегазовой ренты особо следует выделить: общее для всех существующих в мировой практике Фондов недропользования заключается в сохранении и увеличении доходов общества от добычи нефтегазовых ресурсов [9, 10].

Особое значение в инвестировании нефтегазовой ренты в системе накопления и использования рентных доходов общества имеет совершенствование инвестиционной деятельности государства как распорядителя всех средств Национального Фонда Республики Казахстан и других финансовых резервов для получения максимального эффекта от средств нефтегазовой ренты, наиболее эффективное распоряжение и сохранение этих средств путем их рациональных вложений.

Таким образом, важнейшим приоритетом экономической политики республики является повышение эффективности инвестирования нефтегазовой ренты средств Национального фонда Республики Казахстан в целях реализации стратегии устойчивого экономического развития страны на долгосрочную перспективу с четко обозначенными приоритетами и механизмами их реализации в экономике и ее отраслях. Использование нефтегазовых ресурсов должно стать важнейшим источником получения финансовых ресурсов для структурного реформирования экономики и ее качественного совершенствования.

Претворение в жизнь новых направлений деятельности Национального Фонда Республики Казахстан будет содействовать реализации новой стратегии индустриально-инновационного развития, повысит эффективность использования доходов от нефтегазового сектора экономики страны.


Библиографическая ссылка

Сихимбаева Д.Р., Абдраимова К.К. ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ РЕНТЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 144-147;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4143 (дата обращения: 04.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074