Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Литвиненко В.Т. 1
1 Ставропольский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РВ»

В учебном пособии раскрывается сущность, функции ответственности личности, общества, её значение в системе государственного управления в условиях его трансформации и модернизации, рассмотрены и проанализированы условия развития ответственности как общества в целом, так и отдельных социальных групп, проанализирована и дана оценка ответственности в различные эпохи развития государства, её эффективность, исследован опыт развития института ответственности в зарубежных странах, излагаются выводы о её состоянии, рассматриваются варианты её совершенства в целях повышения эффективности деятельности системы государственного управления, политической системы, позитивного общественного развития.

Ответственность, является особым феноменом человеческой сущности. Не осознающий этой особенности изначально предрасположен к игнорированию интересов других, нежеланию понять их проблем, к проявлению эгоизма, к доминированию личных, меркантильных интересов, что рано или поздно, а скорее всего второе, становится общественно доступным и послужит причиной личностной катастрофы. Не обременяющая и не утруждающая самовоспитанием личность отводит ответственности в себе мнимое пространство, лишённое энергии и, наоборот, у ответственного человека усматривается и выкристаллизовывается живая энергия. История неоднократно доказывала это в отношении публичных личностей, стремящихся оставить в ней след, не задумываясь о чести своего имени в будущем.

Основу управления процессами структуризации личностных, субъектных качеств составляет их мотивированная последовательность в иерархическом порядке. В дальнейшем именно порядок их расположения по значимости проявляется в формировании личностного мировоззрения, жизненного кредо, принципов и отражается в поведении, в отношении к порученному делу, к окружающим, к миру в целом.

Проблемы ответственности, проблемы обязанности, проблемы нахождения личности в рамках своих правомочий являются таковыми по причине их частой разбалансированности, приниженности их значения, а то и вовсе их практического отсутствия. Эти условия являются причиной формирования другого качества личности – безответственности, когда она даже не пытается осознать глубину своего субъектного кризиса, таящегося в самом себе, но проявляющегося очень часто внешне с оказанием негативного, пагубного влияния на внешнюю среду.

Личностная, персонализированная ответственность является ядром проблем и развития общества, и совершенства системы государственного управления, и трансформации и модернизации политической системы. Она всегда вызывала пристальное внимание со стороны отдельных лиц, социальных групп, политических партий, институтов, политических акторов в различные исторические эпохи, когда от ответственности зависела судьба народов, выдающихся личностей, дальнейшее существование и развитие мирового сообщества, народов отдельных государств. Ответственность, трактуемая и интерпретируемая скорее как фактор многоаспектный, нежели многозначительный, требующий единого подхода и толкования, политиками, являющимися искусными игроками, может оказаться в их руках мощным оружием против своих оппонентов в борьбе за власть и влияние, как на внутриполитической, так и внешнеполитической арене.

В России в этом аспекте интерес к ответственности является синусоидальным, но обозначил он себя в последние четверть века, со времён перестройки – с перехода построения демократического, гражданского общества как позитив, с одной стороны и, снижения уровня дисциплины личности, общества, в государственных структурах, в политической системе, как негатив, с другой стороны.

Переживаемые в настоящее время в определённых направлениях постреформенные внутригосударственные кризисы, беспорядки в глобальном мире являются прямым следствием безответственности лиц, способных повлиять в будущем, либо влияющих в настоящее время на сохранение стабильности, порядка и поэтапное, постепенное, планомерное и, таким образом, эффективное общественное развитие.

Используемые в политических процессах технологии во многом трансформировались, а по многим параметрам и направлениям являются продуктом модернизации политической системы, системы государственного управления, реформ социально-экономического развития, тех изменений, которые претерпело общественное сознание за указанный период, в течение которого были не только приобретены новые, но и утрачены постоянно необходимые и для общества и для государства сакральные ценности, к числу которых относится ответственность.

Именно ответственность является главенствующим фактором во всех без исключения сферах – политической, экономической, социальной, духовной, культурной и т.д. с целью консолидации государства и общества для достижения максимально комфортных условий сосуществования и дальнейшего их позитивного, взаимовыгодного существования и дальнейшего динамического развития.

В отдельных случаях признание на политическом олимпе исключает возвращение в общество, адекватное восприятие и понимание его проблем, ведёт к игнорированию общественных интересов и является благоприятной почвой для дальнейшего роста безответственности.

Торможение развития института персонализированной ответственности только способствует росту и укоренению другого чувства – безответственности, о чём неоднократно заявляли и заявляют первые лица государства. Но даже и после такого рода и уровня заявлений развитие института персонализированной ответственности остаётся не на высоте.

Частичная утрата культурных ценностей, нравственное обнищание, морально-психологический и духовный кризис части общества стали причиной мутации незначительных административных правонарушений, совершаемых не только личностью, общественными группами, но и представителями властных структур в преступления с вытекающими отсюда негативными последствиями в первую очередь для общества. Вместо духовного возрождения, осознания угрожающей реальности мы наблюдаем и ощущаем желудочное понимание и восприятие окружающего мира, которое со временем приведёт к экологической катастрофе, когда существованию жизни на земле будет противопоставлена реальная угроза. При этом происходит консервирование других, позитивных, присущих личности качеств, в том числе и ответственности, но, в это же время мы стремимся обозначить себя как демократическое общество, а соответствующий политический режим предъявляет особые требования и к самому обществу. В своё время Джорж Бернард Шоу отметил: «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем»[1].

Непременным условием позитивного динамического развития и политических систем и государственных структур является деятельность с самым высоким уровнем активности и ответственности для кого-то и чего-то, а именно для общества, личности, их комфортного проживания и успешного развития.

Каждый считающий себя гражданином России должен быть ответственен за свои взгляды, действия, поступки, которые оставляют неизгладимый след в сложной, неоднородной, противоречивой российской социальной структуре. Не разделяющим эту точку зрения следует помнить – победителей в межэтнических, социальных конфликтах не было, и быть не может, и тем, кто стремится к получению выгоды из них, следует заострить своё внимание на личной, персональной ответственности, не зависимо от статуса и положения в обществе, в частности тех, кто оказывает влияние на общественное мнение, духовно-нравственный и морально-психологический климат в обществе. Здесь впору отметить один из многих афоризмов Н.М. Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы»[2].


[1] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-demokratii.

[2] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aforism.su/avtor/309.html.


Библиографическая ссылка

Литвиненко В.Т. ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 9. – С. 23-25;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4170 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674