Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ОСНОВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ

Молдабек К. 1 Кенжебекова Р.И.,1Рахмет У. 2
1 Международный казахско-турецский университет им. К.А. Ясави
2 Южно-Казахстанский педагогический университет
Теоретическое мышление является основой диалектической логики. Но нельзя любое мышление называть теоретическим, потому что у него есть логика, позиция и система реализации. Главное в этом всем – позиция перехода от абстрактного к конкретному, а управлять этой системой следует методами теоретического мышления. Здесь, знания, предоставляемые в процессе языковой коммуникации посредством теоретического мышления, представляются и как система, и как общность. Следовательно, для любого теоретического знания важным является системное познание объекта. Это системное познание осуществляется посредством анализа, обобщения, группирования, индукции и дедукции, эксперимента, моделирования и другими методами теоретического мышления.
коммуникация
мышление
познание
коммуникативний метод
начальный класс
1. Философский словарь. – Алматы: Казахская энциклопедия, 1996. – 525 с.
2. Диалектическая логика. Под ред. Ж. Адильдина. – Алма-Ата: Наука, 1987. – 408 с.
3. Гумбольд В. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 397 с.
4. Ергали И.Е. Философия как духовная деятельность. – Астана, 2003. – 283 с.
5. Философия и культурология / Ж. Алтаев, Т. Габитов, А. Қасабеков и др. – Алматы: Жеті жарғы, 1998. – 272 с.
6. Габитов Т., Муталипов А., Кулсариева А. Культурология. – Алматы: Паритет, 2002. – 408 с.
7. Нысанбаев А., Абжанов Т. Краткая история философии. – Алматы, 1999. – 272 с.
8. Сыздыкова Р. Слова говорят. – Алматы, 1994. – 190 с.
9. Жанпейисов Е.Н. Этнокультурная лексика казахского языка (на материалах произведений М. Ауезова). – Алматы, 1989. – 285 с.

В философском словаре указано, что «система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство» [1, 160]. Поэтому в процессе интерактивного и многоуровневого развивающего обучения казахскому языку в начальных классах посредством коммуникативного метода знания предоставляются в виде единой системы, в результате чего учащиеся начальных классов постепенно осваивают системные отношения и связи между каждым понятием как структурным элементом учебника казахского языка. В соответствии с программой, образующей общее понятие казахского языкознания, в процессе обучения каждому отдельному понятию посредством метода языковой коммуникации, учит отличать их и использовать в повседневной жизни.

Язык – это знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание), главное средство общения. Язык и мысль – взаимосвязанные понятия. Таким образом эти понятия – объекты исследования таких разделов науки, как языкознание и логика. Функция оного из них дополняет функцию другого, их категории необходимы друг другу, их факты зависят друг от друга. Функция языка – выражать мысли, которые воспринимаются слушателем органами восприятия. В результате этого язык становится главным средством взаимоотношений в обществе. Заключения о единстве языка и мышления рассмотрены и доказаны во многих исследованиях и трудах, это результат многих лет работы мировых ученых. По этой причине эти положения конкретизируясь, становятся закономерностями языка [2]. Несмотря на это, некторые вопросы в рамках представленных заключений до сих пор не стали объектом исследования по отношению к казахскому языку. Единство языка и мышления устанавливается в процессе различных отношений. Это доказано языковыми фактами, поэтому необходимо рассматривать языковые особенности в связи языка и мышления.

После обретения независимости одним из актуальных вопросов стал язык и его функции миропознания. Для этого необходимо рассматривать основное значение родного языка как средства познания мира, его функции в национальных интересах, его характер, представление частных понятий, некотрые их особенности, значение языкового круговорота и т.д. Эти вопросы находят решение посредством используемого как средство познания мира лексического и лексико-фразеологического языкового единства, потому что языковые особенности, связанные с познанием мира нацией, в нашем языке очень распространены. Кроме этого на основе национального языка сформировались лексические узлы и фразеологические единицы, связанные с познанием мира и традициями народа.

С возникновением человечества появилось его познание мира, они развивались и сосуществовали неразрывно. Следовательно, миропознание – это идеальная система, появляющаяся и существующая вместе с человечеством. Поэтому оно напрямую связано с сознанием человека, привязано к нему. Для появления миропознания необходимым условием является связи и языковые отношения человека с окружающими посредством тех или иных действий, говоря философским языком, необходима систематизация отношений субъект – объект и субъект – субъект, потому что субъект – это «носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности» [1, 402]

Субъективное миропознание своеобразно и каждый его пример не имеет аналогов и повторений. Это определяет необходимость организации обучения казахскому языку посредством коммуникативного метода как системы понятий национальных ценностей. У таких знаний должен быть конкретный философский фундамент, потому что философский фундамент дает возможность рассматривать философскую составляющую формирования национального мышления, нового содержания зананий, материала для теоретического мышления в обучении казахскому языку посредством метода языковой коммуникации.

Интерактивное и многоуровневое развивающее обучение казахскому языку в начальных классах посредством коммуникативного метода – это обучение научным зананиям о языковой системе на уровне теории. Поиск современных технологий освоения научных знаний – это главный путь формирование новых качественных систем в процессе обучения казахскому языку посредством коммуникативного метода. Поэтому в соответствии с программой традиционного обучения субъектов начальных классов в нашем независмом государстве должно учитывать и обращать внимание на учащихся как на лиц, которым необходимо изучить наиболее значительные понятия системы казахского языка, в результате чего ученые-методисты предлагают новые требования и возможности для системы традиционного образования. Новые учебные технологии должны воспитывать не просто «ученых», знающих только набор закономерностей и правил, но также способных принимать решения в условиях современного развития, способных использовать в учебном процессе научные, технические, кульутрные и исторические инновации. В связи с этим процесс обучения казахскому языку в начальных классах посредством коммуникативного метода должен отвечать современным требованиям. Обучение комуникативным методом в начальных классах помогает формировать личность учащегося, способствует нахождению его места в жизни, формирует способности к оценке, отбору, пониманию, подготовке, осознанию своей заначимости и значимости окружающих, к принятию правильных решений в посведневной жизни, к практическому использованию полученных навыков и умений. Поэтому образование в республике рассматривается с двух сторон:

1. Формирование знаний и навыков, необходимых для будущей спецальности и трудовой деятельности;

2. Вхождение человека в историю и культуру мира.

Это осуществляется в непосредственной связи с развитием веры, интеллекта, истории, культуры, экономики и т.д. Отсюда определяется цель обучения казахскому языку учащихся начальных классов посредством коммуникативного метода. Эта цель – обучение будущего поколения выражению своих мыслей на казахском языке, обучение национальным ценностям своего отечества. Это должно впитываться детьми с раннего возраста, формируя у них посредством обучения казахскому языку коммуникативным методом сострадательнсть, гумманизм, любовь к родине, красоте, истине и дружбе.

Рассматривая с философской точки зрения технологию интерактивного и многоуровневого развивающего обучения казахскому языку учащихся начальных классов посредством метода языковой коммуникации, содержание и методы обучения, сформированные в системе образования, определяются практическим ценностями формирования новых путей, спосбных привести к новоему качественному уровню и решить проблемы, возникшие в результате появления новых требований национального миропознания, потому что «связь человека и мира характеризуются национальными признаками понимания мира, так как его восприятие мира сформировалось в определенных национальных условиях. Эти признаки и представления непосредственно связаны с языком народа. Это особенности символов и традиций, чувств и понятий народа» [3, 181]. В дополнение к этому можно сказать, что национальная культура является источником национального миропознания, потому что культура – это многовековая история народа, его рост, развитие, достижения и духовный поиск, его вера и надежда.

Взгляды на кульутру в разные периоды отличались отношением к обществу, времени, политическим движениям, к морали народа, его языку, религии и истории. На основе этого они и формировались. Все это отразилось в языке и установлено в письменном виде. Это подтверждают все философы и культурологи мира [4]. Т. Габитов, А. Муталипов, А. Кулсариева имеют единое мнение, что «язык – это не только коммуникативное средство, это отражение человеческого существования, его культуры, потому что кульутра не может существовать вне языка. Человека окружает знаковая система, потому что существование человека есть знаковое, языковое существование. Человек сам создает знаки, сам же их исследует... Язык не только только денотативное (сигнальное) коммуникативное средство, он также является коннативным (определенным социально-культурным, идеологическим) средством. В языке каждого народа присутствует его история, жизнь, существование, труд и культура» [5, 47].

Философские идеи и взгляды на судьбу, жизнь, быт и существование народа формировались в течении тысячелетий посредством жизненного опыта и понятий, увидев свет в языке нации и таким образом сумев сохраниться и передаться следующему поколению. Следовательно, познание мира – это явление, присущее мыслящему человеку, который кропотливым просеиванием всех появляющихся мысле находит зерно истины, доступной и понятной для окружающих и применимой в повседневной жизни, причем все это связано с языком. Таким образом язык и миропонимание – неразрывные понятия. В каждом народе оно может быть различным, потому что в народе кроме всего прочего живут присущие только ему традиции, взгляды, способы существования, мировоззрение и быт..

Философы объясняют это как «мировоззрение, то есть духовное освоение мира» [7, 18]. Это все может изображаться в языковой среде, и познается тоже посредством языка. Поэтому перед учеными мира стоит необходимость рассматривать язык в рамках мировоззрения, исследовать и устанавливать мировоззрение через народные традиции, в том числе его языка и отношения к миру. В этом представлены возможности особенностей языка как языка нации и государства. Следовательно, язык неотъемлем от нации и должен рассматриваться комплексно. Это определит функцию языка как средства общения и отношений.

Коммуникативная функция выполняет также задачу по передаче из поколнеия в поколение сформировавшихся на протяжении столетий национальных понятий и духовного наследия, потому что народ за счет языковой коммуникации сохраняет все вышеуказанное, передавая его следующему поколению как высшую ценность.

Традиции, обычаи, пословицы и поговорки, приметы, верования, национальные игры и т.д., являющиеся результатом системы, сформированной национальным языком, – связанные между собой понятия. Они показывают национальное мышление народа, особенности национального мировоззрения. В них представлен национальный характер, его социальное, культурное и историческое развитие, причем представлены они языковыми средствами. Это доказано в работах Р. Сыздыковой [8] и Е.Н. Жанпейисова [9].

Академик А. Кайдар говорил: «Языковые факты и сведения – это полностью просеянная история. Поэтому историческое и этнографическое богатство истории этноса мы должны искать в первую очередь в них» [10, 19]. То есть жизнеспособность языка формируется в результате национального сознания, его пробуждения и развития на основе системы национального мышления. Следовательно национальный язык и национальная идея едины, непосредственно связаны и не могут существовать друг без друга. Национальное миропознание в различные исторические периоды формировалось посредством создаваемых шедевров, выраженных национальным языком. Вместе с этим, национальное мировоззрение выражалось и в форме фольклора, так как в устной литературе лежит все особенности существования народа, его этнография и этногенез. Все лексические слова и словосочетания, соответствующие значению и характеру нации, присутствуют в фольклорных произведениях.

Таким образом, наши знания о мировоззрении и миропознании – это не только случайный набор сведений о различных предметах и явлениях, это упорядоченная система закономерностей, позиций и понятий, представляющих тот или иной уровень системы существования окружающей реальности.

Такая система миропонимания создает особое религиозное и философское отображение мира, его научные основы и реалии.


Библиографическая ссылка

Молдабек К., Кенжебекова Р.И.,1Рахмет У. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ОСНОВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ОБУЧЕНИИ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-2. – С. 143-146;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4334 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674