Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ

Овчинникова Н.А. 1
1 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Научно-технический и социальный прогресс предъявляет современному обществу требования не только с сфере жизнедеятельности человека, но и в поиске новых форм и методов учебного процесса в образовательных заведениях. Сегодня учебное заведение обязано выпускать специалистов, которые смогут участвовать в разработке и внедрение новых технологий, быть активными участниками в обеспечении эффективности производства. Приоритет развития образования, те цели, средства и условия, которые ставятся должны соответствовать интересам образовательной деятельности. В связи с этим, заочная форма обучения студентов востребована как никогда, о чем свидетельствуют и цифры нового набора. Заочное обучение сегодня очень популярно среди молодежи, которая стремиться к независимости, к поиску своих жизненных путей. Педагогический коллектив колледжа, методически грамотная организация процесса самостоятельной учебной и научной деятельности студентов даст возможность студентам усвоить определенный уровень научных знаний, приобрести профессиональный опыт. Педагогическая работа коллектива как правило держится на «трех китах», это: теория, практика и сочетание теорико-методической и практической основы.

Учебно-воспитательный процесс студентов заочной формы обучения направлен на выполнение социального заказа, на формирование инициативной, творческой и ответственной личности, которая способна к самостоятельной познавательной работе. Заочная форма обучения – это: самостоятельная работа самого студента, это умение добывать знания по методическим рекомендациям педагога, это умение заниматься предложенными исследованиями без наставника. Студенты для наших педагогов не объект, а субъект деятельности.

Модульный принцип работы заочного отделения базируется на трех основных блоках, обеспечивающих эффективную работу преподавателя. Первый блок – это информационные ресурсы предмета, включают в себя авторские программы, учебники, законодательные акты РФ. Учебно-методический блок – это информационно-справочные данные, средства обучения, формы и методы обучения. Перспективный блок – это компьютерно-информационное обеспечение предмета. Подобный подход к организации учебного процесса дает возможность использовать диалогический, эвристический, исследовательский, программированный методы работы со студентами. Определенные трудности связаны с разработкой авторских программ, которая требует опыта и творческого подхода. Следующий этап работы преподавателя связан с подготовкой опорных конспектов по преподаваемым предметам, практикумы, материалы для контроля. Весь предлагаемый студенту материал должен быть разделен на учебные блоки, которые имеют свою внутреннюю структуру.

Подобная структура ведения занятий повышает эффективность самостоятельной работы самих студентов, дает возможность им выделить наиболее значимые участки учебной работы. Особо хочется отметить деятельность студентов на зачетных занятиях. Во-первых по каждому зачетному уроку определяется форма контроля. Преподаватель ведет учет выполненного материала студентом во внеурочное время. Если студенты в процессе изучения блока систематически показывали зачетные знания, они заслуживают «зачет-автомат». Для студентов заочной формы обучения особую роль играет наличие опорных конспектов, предложенных преподавателем. Их использование повышает эффективность обучения, работа с ними обеспечивает усвоение познавательной и развивающей цели занятия. Студенты привыкают к самостоятельной адаптации материала по себя, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно искать вывод и разрешать проблемные ситуации. Такая форма ведения занятий дает возможность иметь постоянную обратную связь и направлять активность самих студентов. Особое место в модульном цикле следует отвести практическим занятиям, именно они помогут вовлечь студентов в творческую деятельность, раскрыть их знания.

В учебном процессе очень многое зависит от личности самого преподавателя, насколько он сам увлечен своим предметом и его умение передать свою любовь каждому из студентов. Преподаватель сегодня – это уравновешенный, тактичный, требовательный справедливый, обладающий чувством юмора и самое главное, чтобы студенты ждали его следующего занятия.

Сегодня можно отметить в основном два подхода к проведению занятий на заочной форме обучения: педагогический – он позволяет приобретать знания студенту и психологический, который позволит в процессе обучения не только заучить материал, но и научиться самостоятельно добывать знания. Преподаватель с помощью блочного принципа ведения занятий научит студентов самим осуществлять деятельность, стать полноценным партнером учебного процесса.

При проведении занятий на заочной форме обучения преподаватель особое внимание уделяет выявлению и работой над теми ошибками, которые студенты допускают. Это очень полезно с дидактической точки зрения, что позволяет преподавателю верно выстраивать работу с каждой группой, с каждым студентом. Преподаватель определяет смысловую сторону обучения своего предмета, что позволяет выстраивать все содержание обучения либо на декларативной или на процедурной основе. Декларативные знания определяют содержательную часть предметных знаний. Не следует забывать и о процедурных знаниях, которые описывают порядок и характер преобразования объектов. Это – правила, методики, алгоритмы, инструкции, стратегии принятия тех или иных решений. Все эти знания составляют процедурную предметную модель обучаемого, что необычайно важно для заочной формы обучения студентов.

В основе организации педагогического процесса при дистанционном обучении безусловно положен модульный принцип, который предполагает разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, которые и являются модулями. Они обеспечивают изучение нового материала, а так же все контрольные мероприятия по проверке его усвоения. С целью организации достойного ведения учебной деятельности студентов заочной формы обучения следует учитывать, что:

– эта технология позволяет создать учебную среду в любом месте проживания студентов;

– предоставляет возможность погрузить студентов в непрерывный учебный процесс через постоянное использование рабочего учебника, компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудиокурсов, работа с которыми может быть организована и в домашних условиях, особенно если речь идет о студентов о ограниченными возможностями;

– применение алгоритмического и глоссального обучения обеспечит запоминание новых понятий, фактов, всего того, что входит в профессиональную терминологию, а системное заучивание алгоритмов профессиональных умений предоставит в дальнейшем студенту возможность самостоятельно решать и действовать в профессиональном плане;

– развивающее обучение позволяет студентам вести самостоятельный поиск информации, преломлять через свое творческой осмысление.

Заочное обучение следует организовывать на основе новой парадигме образования, которая позволяет студенту, а не преподавателю быть главным субъектом в учебном процессе. Преподаватели призваны решать социально-экономические проблемы, которые в определенных рамках позволят не только обеспечить обучение населения на месте проживания, но и повысить рост профессиональной деятельности. Заочное обучение по модульному типу позволяет совмещать эффективность индивидуального обучения и профессиональную активность самого студента.


Библиографическая ссылка

Овчинникова Н.А. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПО МОДУЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 205-206;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4352 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074