Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Шиврина Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

Верный выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка является одним из важнейших факторов, влияющих на прибыль предприятия. При этом необходимо помнить о том, что земельный рынок как рынок фактора производства ограничен, специфичен и в большинстве стран является объектом государственного регулирования и контроля. Одна из главных особенностей земельного рынка связана с тем, что предложение земли в силу ее абсолютной ограниченности совершенно неэластично. Поэтому цена на землю будет определяться исключительно спросом на землю.

Факторы, которые следует принять во внимание при определении наиболее эффективного варианта использования земельного участка, включают потенциал местоположения, рыночный спрос, правовую, технологическую и финансовую обоснованность проекта по использованию земельных ресурсов предприятия.

Применение системного профессионального подхода способно создать действенную систему управления земельными ресурсами, обеспечить достижение целей собственников. Общепризнанной в мировой практике является концепция сервейинга, которая представляет собой реализацию системного подхода к созданию, развитию, оценке и управлению недвижимостью, в том числе земельными ресурсами. Сервейинг включает все виды планирования (генеральное, стратегическое и оперативное) по функционированию недвижимости, в том числе земли, а также мероприятия, связанные с проведением всего комплекса технических и экономических экспертиз объектов, обеспечивающих получение максимального эффекта.

Модель основных этапов сервейинга в отношении земельных участков включает в себя три основных этапа:

1 этап: анализ существующего портфеля земельных участков. На этом этапе происходит анализ имеющихся в наличии земельных участков, оценка их рыночного состояния, изучение тенденций развития рынка земли.

2 этап: планирование стратегии управления портфелем земельных участков. На этом этапе осуществляется планирование процессов управления земельными участками.

3 этап: реализация и оценка процессов управления земельными участками. В соответствии с утвержденными на предыдущем этапе планами происходит реализация намеченных мероприятий, оценка результатов управления и при необходимости внесение изменений и корректировок в ранее принятые планы.

Построение эффективной системы управления отдельными земельными участками, принадлежащими предприятию, является необходимой предпосылкой для эффективного управления всем портфелем недвижимости, находящимся в распоряжении собственника. Для собственников земли особенно актуально построение эффективной модели управления земельной собственностью, учитывающей не только местоположение, но и сельскохозяйственную ценность земли. В то же время каждый отдельный объект недвижимости занимает определенное место в портфеле собственника, выполняя свои собственные функции по реализации целей собственника. Поэтому, с одной стороны, оценка качества управления отдельным объектом недвижимости, разработка стратегии этого управления происходит с точки зрения интересов всего портфеля в целом, а с другой – стратегия управления портфелем в целом складывается из стратегий управления отдельными объектами недвижимости. Интегрированность уровней управления недвижимостью становится отличительной чертой сервейинга.

Модель управления земельным участком основана на построении стратегии данного управления. Стратегию управления земельным участком следует понимать как соответствие между характеристиками участка и теми возможностями, что определяют его позицию на рынке и в портфеле недвижимости.

Основной смысл стратегии – указывать организации надежный курс управления землей в существующих условиях. Когда организация твердо уверена в своих действиях, ей, как правило, удается достичь очень высоких результатов. С принятием стратегии управления землей снимаются основные проблемы, и люди, определившись в главном, вместо дискуссий о выборе наилучшего варианта использования земли обращают внимание на детали – конкретные мероприятия по повышению эффективности использования земли. Принятая стратегия устраняет неопределенность в управлении, обеспечивая его регулярность и контролируемость.

В модели управления земельным участком, как объектом недвижимости можно выделить следующие этапы:

1 этап: оценка факторов, формирующих стратегию управления;

2 этап: формирование стратегии управления объектом;

3 этап: оценка и внедрение стратегии управления объектом.

Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии компании. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Основной акцент в построении стратегии управления земельным участком делается на оценке факторов внешней и внутренней среды. К первым относятся современное состояние и тенденции развития рынка земли, существующее нормативное регулирование, ко вторым – местоположение и состояние земельного участка, имеющиеся управленческие ресурсы. Выбор стратегии использования земельного участка обусловлен возможностями рынка принять разработанную стратегию. Возможность реализации данной стратегии рассматривается с точки зрения потенциала местоположения участка, законодательной разрешенности, экономической и управленческой обоснованности.

Анализ возможностей рынка принять ту или иную стратегию управления земельным участком осуществляется, чтобы определить, насколько та или иная стратегия вписывается в характер спроса и предложения на рынке земли. С этой целью проводится исследование (анализ) и мониторинг рынка земли.

Исследование (анализ) рынка земли, как основной составляющей недвижимости, представляет собой самостоятельный вид деятельности, имеющий целью обеспечение объективной информацией лиц, принимающих решения о проведении тех или иных операций на рынке. В ходе данного анализа изучается местоположение земли, характер развития и состояние экономики региона, возможные конкуренты и конкурирующие объекты и т.д.

Исследование рынка может проводиться с различными частными целями. Так анализ эффективности инвестиций в земельные участки включает анализ цен на аналогичные участки. прогнозирование цен, изучение макроэкономических параметров и прогнозов их изменения. оценку и прогнозирование затрат на проект.

При анализ ценовой ситуации проводится типизация участков по качеству, размерам и местоположению, анализ рынка, исследование влияния параметров качества и местоположения на ставки арендной платы, прогноз ставок арендной платы. Если ставится цель провести анализ рынка при оценке земли, то необходимо подобрать аналогичные оцениваемому земельные участки, определить поправки на качество и местоположение. составить прогноз.

Таким образом, оценивается соотношение спроса и предложения на земельные участки и делается вывод о целесообразности соответствующей стратегии управления земельными участками, принадлежащими предприятию.


Библиографическая ссылка

Шиврина Т.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 229-231;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4368 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074