Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Омарова М.К. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
В статье анализируются понятия «межнациональное общение», «культура межнационального общения». Культура межнационального общения рассматривается как часть карьерного потенциала будущих специалистов. Автором изучены компоненты культуры межнационального общения в целом. Также определен объем работы по формированию культуры межнационального общения студентов в условиях высшей школы, которая является местом профессиональной подготовки и интенсивной социализации личности.
поликультурное образование
межнациональное общение
культура межнационального общения
1. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 1996. – № 6. – С. 51-54.
2. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 154.
3. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысь­ко. – М.: МПСИ, 1999. – С. 245.
4. Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения у старшеклассников: Учебно-методическое пособие по педагогике. – Пятигорск, 1996. – С. 26-32.
5. Загарская Н.С. Культура межнационального общения. – Минск, 1990. – С. 35-36.
6. Скрыпник Н.С. Современные проблемы межэтнического общения студентов // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2005 (№ 31). URL: http://cyberleninka.ru/article/sovremennye-problemy-mezhetnicheskogo-obscheniya-studentov (дата обращения:17.10.2013).

Взаимопроникновение различных культур в Республике Казахстан приобретает большие масштабы. Культурная толерантность – вызов современного общества, обращенный в основном к системе образования. Формирование культуры межнационального общения является одним из актуальнейших вопросов современности, потребностью и одновременно характеристикой современного общества.

Повышенное внимание к данной проблеме актуально, учитывая поликультурность пространства как коммуникативного, так и образовательного. Изменения в национальной сфере происходят на глазах молодежи, она становится невольным участником в них. Поэтому вопрос об отношении молодежи, в частности студентов, к данным проблемам стоит довольно остро и актуально. Система образования должна в первую очередь реализовывать национальную идею страны – укреплять межнациональные связи и согласие в Казахстане. Этим обусловлено появление и активное развитие поликультурного образования.

Меняются требования к современным специалистам, а особенно к выпускникам педагогических специальностей. ВУЗ – место интенсивной социализации личности, одновременно с профессиональной подготовкой.

Цель исследования. Толерантность и культура межнационального общения являются общечеловеческими ценностями. Культура межнационального общения, таким образом, является одной из главных компетенций выпускников.

Работа выпускников педагогических специальностей связана с системой «человек-человек». Это большая ответственность за эффективность и результаты своей деятельности. Также это предполагает работу и в нестандартных ситуациях. Кроме этого, любая деятельность предполагает и востребует от специалиста повышения требований, личностного роста и профессиональных качеств.

На современном этапе перед всеми учебными заведениями стоит задача поликультурного образования будущего специалиста, подразумевающего процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку [1].

Четкая организация и система формирования культуры межнационального общения развивают у будущего педагога способность понимать культуру другого народа, главное – учить его вести продуктивный межкультурный диалог и при этом быть терпимым к другим. Постепенно у него формируется стабильная способность к эффективному и адекватному общению с представителями других культур, в котором проявляется способность эффективно общаться в различных межкультурных ситуациях. И одну из главных ролей при этом играет приобщение к культуре других народов. Культура различий, культура толерантности являются доминантой профессиональной деятельности педагога и помогают строить отношения в многонациональных коллективах.

В настоящее время в вузах усиливается процесс воспитательной работы со студентами, а не только процесс передачи знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Но процессу формирования культуры межнационального общения уделяется недостаточно внимания. Студенческий возраст является периодом самоопределения, развития комплекса различных способностей. Студенты нуждаются в обогащении своих знаний и практических умений, достижении успеха, общении, положительном взаимоотношении с людьми, достижении определенного места в системе общественных отношений.

На основе вышеизложенного, целью нашего исследования является изучение понятия культуры межнационального общения в условиях вуза, анализ поликультурной позиции студентов, формулировка компонентов культуры межнационального общения как профессиональной компетенции.

Материалы
и методы исследования

Межнациональное общение – это определенные коммуникативные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религий взглядов обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами [2].

Межнациональное общение является формой межнациональных отношений, которые возникают, прежде всего, на личностном уровне. Культура этого общения зависит от уровня развития людей, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы.

В этнопсихологическом словаре Крысько В.Г. понятие «культура межнационального общения» представлена как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [3].

А.Г. Голев считает, что основу культуры межнационального общения составляют отношения, основанные на общечеловеческих ценностях, складывающиеся и развивающиеся в результате многовекового взаимного восприятия, познания, дружбы народов [4].

Таким образом, культура межнационального общения является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

На основе анализа научной литературы, исследований ученых, мы представили понятие культуры межнационального общения студентов.

В широком смысле культура межнационального общения студентов мы видим как поликультурное сознание, то есть правильное понимание происходящих национальных и межнациональных процессов, саморегулирование межнациональных отношений.

В узком смысле – как умение вести себя в межличностном контакте людей разных национальностей в духе уважения к быту, языку, традициям, не навязывая стиль и нравы своей нации как стандарт или образец поведения для других наций.

Результаты исследования
и их обсуждение

Загарская Н.С. выделяет компоненты культуры межнационального общения с общественной точки зрения:

Знание правил, регулирующих взаимоотношения представителей разных этнических групп, способность применить их к конкретной ситуации.

Соблюдение форм положительного межнационального общения, правильное реагирование на поведение людей других национальностей.

Потребность применять на практике принципы бесконфликтного общения в ходе межнационального взаимодействия, умение противостоять национальной ограниченности и замкнутости, предвзятости, национальному эгоцентризму [5].

Для определения компонентов и направлений работы по формированию культуры межнационального общения как профессиональной компетенции будущих специалистов необходимо изучить актуальную поликультурную позицию студентов путем проведения соцопроса со студентами. Мы использовали систему вопросов Н.С. Скрыпник [6]. В анкетировании участвовали студенты специальностей «Педагогика и психология», «Дошкольное обучение и воспитание» КарГУ им. Е.А. Букетова – в возрасте 19-22 лет. Студенты являлись представителями казахского, русского, белорусского, корейского, татарского, украинского этносов. По итогам социологического исследования мы можем сделать следующие выводы.

Все участники анкетирования хорошо знакомы с культурой своего народа и считают, что нужно сохранять национальную культуру других народов республики. Однако 30 % респондентов о культуре других народов не знают или знают недостаточно. Большинство положительно относятся к представителям других национальностей и учитывают их национальные особенности в общении. Несмотря на положительное отношение к другим этносам, межнациональные браки не одобряют около 20 % студентов. В условиях вуза испытывали на себе дискриминацию по национальному признаку только 5 %. Остальные студенты положительно оценивают межнациональные отношения на факультете и в ВУЗе. Также интересуются культурой других народов, хотели бы знать больше о корейском, японском, осетинском и европейских народах. В качестве мер по улучшению межнациональных отношений в студенческой среде студенты предлагают: творческие мероприятия – 30 %, клубы общения – 40 %, изучение языков народов республики – 20 %, изучение обычаев других народов – 10 %.

На основе анализа научных теорий и взглядов по проблеме исследования, анкетирования и специфики учебной деятельности студентов, мы сформулировали компоненты культуры межнационального общения как профессиональной компетенции будущих специалистов.

Теоретический компонент. Для предстоящей успешной профессиональной деятельности студентам необходимо овладеть определенным объемом культурологических, психологических, языковых знаний, а также знаниями законов и морали. Изучение студентами философии, культурологии, этнопедагогики, психологии, государственного и иностранных языков будет способствовать формированию их поликультурной ориентации.

Практический компонент. Он включает в себя навыки общения, поведения и сотрудничества. На данном этапе требуется проведение опросов, тренингов общения, нестандартных кураторских часов, мероприятий по взаимообогащению культур. Необходимо создание спецкурса, направленного на подготовку к осуществлению успешной карьеры будущих специалистов, включающего в себя рассмотрение таких аспектов как: лидерство, корпоративная культура, этика межнационального общения и т.п.

Выводы

Культура межнационального общения и взаимодействия народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, ее культурного творчества. Именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов. Этнические ориентации нынешних студентов – это ориентации последующих поколений.

Карьера – важная часть жизни современного человека, которая дает молодому специалисту чувство собственного достоинства, психологический комфорт и ощущение стабильности. Владение культурой межнационального общения выступает как часть успешной карьеры, что служит сильным фактором самообучения и самовоспитания.

Культура межнационального общения как профессиональная компетенция будущих специалистов опирается, прежде всего, на общую культуру как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, частью которой является толерантность, т.е терпимость к иному образу жизни, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других культур. В процессе целенаправленной познавательной деятельности – обучения и самообучения, студенты получают истинные научные знания, условием реализации которых является общение как источник жизнедеятельности и условие формирования личности.

Работа, направленная на формирование культуры межнационального общения в ВУЗе, должна строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды.


Библиографическая ссылка

Омарова М.К. КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 27-29;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4410 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074