Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Назаренко М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники
1. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Вестник Российской нации. – 2012. – Т. 2–3, № 22-23. – С. 35–43.
2. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Повышение квалификации инженерных кадров ОИЯИ на базе филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне // Современные проблемы науки и образования – 2013. – № 5.
3. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А. Применение учебных планов филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования – 2013. – № 5.
4. Дзюба С.Ф., Нескоромный В.Н., Назаренко М.А. Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов // Бизнес в законе – 2013. – № 1.– С. 233–237.
5. Охорзин И.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Применение принципов менеджмента качества для обеспечения социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4 – С. 176.

Образование принято классифицировать на несколько категорий: начальное, среднее, высшее (имеющее теперь три ступени), отдельно выделяют профессиональное (которое может быть и начальным, и средним, и высшим). Для каждой категории образования и для каждого региона (или группы регионов) мотивационные факторы получения образования отличаются, что необходимо учитывать в педагогической деятельности.

Начальное образование (которое не является профессиональным) по сути своей сводится к воспитанию дошкольников и подготовке их к получению среднего образования, поэтому имеет смысл говорить о среднем образовании, а начальное рассматривать как подготовительный период (имеющий свои специфические особенности, но не относящиеся к области мотивации). В России среднее образование уже давно традиционно, и какой-либо особой мотивации для его получения не требуется. Однако остаётся вопрос заинтересованности ученика в учёбе, и здесь крайне важен вопрос доступности качественного образования для всех, кто способен усвоить соответствующие знания. К сожалению, в современном обществе «школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию», как отметил В.В. Путин [1]. Особенно опасна подмена образовательной и воспитательной функции средней школы на «предоставление образовательных услуг», так как подразумевает не полноценное системное обучение и воспитание, а лишь эклектический набор отдельных компетенций.

Проблемой мотивации получения профессионального образования, особенно начального, является восприятие его как непрестижного, что берёт начало ещё в советских ПТУ, куда отправляли «троечников». Преодоление этого штампа восприятия требует целенаправленной социальной пропаганды, а также укрепления социальных гарантий для специалистов. Одним из методов может служить концепция профессионального образования как дополнительного по отношению к среднему, когда профессиональные навыки приобретаются за год и менее после получения общего образования, но интенсивно и на практике [1]. В дальнейшем специалист может проходить курсы повышения квалификации и получения дополнительного образования многократно, что актуально и для специалистов с высшим образованием [2]. Особенно необходимо внедрение этого метода для наукоёмких производств [3].

Специалисты с высшим образованием обладают менталитетом, в котором очень важен вопрос обратной связи, получение данных о результатах своей деятельности, осознание своей востребованности и уникальности как специалиста. Материальное вознаграждение должно быть достойным (иначе будет продолжаться «утечка мозгов» на Запад), но крайне важны вопросы личной вовлечённости в дело, причём ещё со студенчества [4], влияние взаимоотношений в коллективе также оказывает сильное влияние [5] – в психологически некомфортной обстановке затруднительно мыслить нестандартно, творчески.

Таким образом, вопрос мотивации относится в основном к профессиональному образованию и высшему образованию, и необходимо проработать вопросы восприятия социумом престижности профессий, что должно подкрепляться как качеством образования, так и учётом психологических потребностей индивидов, его получающего. Сведение специалиста к «профессиональной функции» недопустимо, это резко снижает мотивацию.


Библиографическая ссылка

Назаренко М.А. МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 159-160;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4467 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674