Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Борисов Ю.Ю. Беркун А.В.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 57 «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация “бакалавр”)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2010 г. N 588 «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2009 г. N 323».
А.В. Осин, И.И. Калинина. Электронныеобразовательныересурсынового поколения в вопросах и ответах. – ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр». – Москва. – 2007. – С.29.
5. http://www.edu/ru/db/portal/sites/ res_page.htm

Необходимость широкого внедрения инновационных информационных технологий в образовательный процесс на современном этапе обусловлена, с одной стороны, тотальной технологизацией общества и бурным накоплением информации и, с другой стороны, – расширением возможностей мультимедийных средств обучения, позволяющих качественно улучшить подачу материала и оценку эффективности его усвоения. Особую актуальность она приобретает в условиях очно-заочной и, особенно, заочной формы обучения, когда студент до 70-80% учебного материала должен осваивать самостоятельно. Поэтому целью настоящей работы явилось рассмотрение форм и направлений применения инновационных информационных технологий на примере обучения бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело», которая предполагает очную, очно-заочную и заочную формы обучения [1].

Особенностью высшего сестринского образования по программе бакалавриата является наличие клинических дисциплин, предполагающих обучение работе с пациентом и манипуляционной технике. Обучающийся должен не только усвоить учебную информацию, но и научиться практически реализовывать полученные знания, умения и навыки, преобразуя их в профессиональные компетенции.

В настоящее время принято выделять следующие направления применения информационных технологий в образовании: кейсовые, интерактивные, телекоммуникационные, мультимедийные образовательные ресурсы [2]. За сравнительно короткий временной промежуток (10-15 лет) все вышеуказанные технологии и их элементы нашли применение в учебном процессе в той или иной степени. Так, в Краснодарском муниципальном медицинском институте высшего сестринского образования (КММИВСО) на протяжении более чем 5 лет методические материалы (учебно-методические пособия, курсы лекций по ряду дисциплин, тестовый контроль и т.д.) выдаются студентам на различных электронных носителях или отправляются поэлектроннойпочте. Таким же образом проводится прием и проверка контрольных работ у студентов заочной формы обучения и проверка курсовых работ у слушателей интернатуры. Преобразован сайт вуза, где в дальнейшем на вкладке «Научнаяработа, библиотека» будут размещены дополнительные методические материалы и электронные образовательные ресурсы.

В настоящее время законодательно регламентирована обязательность доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам в форме электронныхбиблиотечныхсистемиэлектронных средствмассовойинформации[3]. Данная идея представляется перспективной, поскольку существенно расширяет доступ к информационным образовательным ресурсам. Однако существенная стоимость подключения несколько лимитирует возможность массового доступа.

Интерактивные методы обучения в КММИВСО используются при проведении Федерального интернет-экзамена. Такая практика оценки знаний является относительно новой и предполагает междисциплинарное тестирование студентов в режиме реального времени. Она представляется особенно оправданной для проверки успешности освоения учебных программ при проведении внешней экспертизы вуза.

Телекоммуникационные технологии на сегодняшний день у нас не нашли широкого применения по причине высокой стоимости и необходимости специального оборудования. Однако, на наш взгляд, данный метод интересен при организации и проведении научных мероприятий, конференций, позволяя объединять аудиторию в едином режиме работы.

Электронные образовательные ресурсы последнего поколения являются мультимедийными и интерактивными, то есть позволяют обучающемуся активно участвовать в преобразовании виртуальной действительности [4]. Таковы, например, виртуальная химическая или физическая лаборатории. К сожалению, подобных наработок пока немного  и практически все они ориентированы на общеобразовательный школьный курс [5].

Примером применения информационных технологий может служить организация преподавания дисциплин терапевтического блока по направлению подготовки высшего профессионального образования «Сестринское дело». Помимо традиционного лекционного курсасмультимедийным сопровождением студенты получают электронную версию материалов и практических рекомендаций, сдают зачеты в тестовой форме (программный комплекс SunRav, позволяющий использовать не только текст, но и звук (сердечные тоны, шумы) и видеоматериалы (например, движение крови при различных порокахсердца). Для оценкиуспешности освоения клинических навыков и манипуляционной техники промежуточная аттестация дополняется этапом сдачи практических навыков.

Таким образом, информационные технологии органично вписываются в учебный процесс подготовки бакалавров сестринского дела, расширяют возможности преподавателя в подаче материала и студента в его усвоении, а также позволяют реализовывать элементы дистанционного образования на заочной форме обучения.


Библиографическая ссылка

Борисов Ю.Ю., Беркун А.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 56-58;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4705 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674