Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ОПЫТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ

Елисеева Л.Н. Бледнова А.Ю. Басте З.А. Самородская Н.А. Малхасян И.Г.
1. Ахременко Я.А., Слепцов А.П., Пальшин Г.А. Современные подходы к организации научно-исследовательской работы студентов в условиях инновационного развития ВУЗа.// Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). - 2010. -Т. 98. -№ 7. – С.19-21.
2. Вохминцева Л.В., Шарапов В.И. Роль учебно-исследовательской работы студентов в современном образовании // Фундаментальные исследования. - 2007. -№ 5. – С. 41.
3. Луд Н.Г., Солодков А.П., Турина Н.С., Коневалова Н.Ю., Косинец А. Учебно-исследовательская работа студентов в медицинском ВУЗе// Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2006. -Т. 5. -№ 1.
-С. 114-121.

Актуальной проблемой подготовки медицинских кадров в высших учебных заведениях является воспитание врача, сочетающего высокую профессиональную подготовку с навыками научной деятельности [1].

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (УИРС и НИРС) в вузах является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и практики, предвидеть перспективы их развития.

Эти качества будущий специалист может приобрести лишь при органическом соединении учения с научно-исследовательской деятельностью. Научная работа студентов должна являться не дополнением к учебно-воспитательному процессу, а его органичной составляющей [1].

Правовая основа системы образования определяет, что участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представление работ для публикации, бесплатное пользование услугами научных подразделений, свободное развитие личности есть неотъемлемое право каждого студента. Следовательно, развитие НИРС как объекта прав студента и одновременно неразрывной составной части образовательного процесса является важнейшей функцией системы образования и должностной обязанностью всех структур и сотрудников, а также основной уставной деятельностью вуза [2].

ОсновнымизадачамиУИРСиНИРС на кафедре являются:

1) оказание помощи студентам в овладении профессией;

2) развитие творческого мышления и инициативы в решении практических задач;

3) развитие у студентов склонности к исследовательской деятельности, стремления находить нестандартные решения профессиональных задач;

4) расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;

5) овладение методами научного познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;

6) формирование исследовательских навыков, освоение методики и средств решения научных и практических задач и овладение навыками работы в творческих коллективах, ознакомление с методами организациии хработы, содействие успешному решению актуальных научных задач образования и культуры;

7) формирование навыков работы с научной литературой;

8) отбор и воспитание из числа наиболее одаренных студентов резерва исследователей и преподавателей;

9) популяризация научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей [1].

Научно-исследовательская работа студентов является традиционной в курсе (при изучении) внутренних болезней. Среди многообразия форм НИРС в студенческом научном кружке по характеру участия студентов можно выделить три основные группы. Первая группа студентов посещает заседания кружка, ограничивая свою работу участием в дискуссиях. У большинства СНО это самая многочисленная по составу часть. Вторая группа студентов готовит реферативные сообщения для доклада на кружке. Эта форма деятельности достаточно близка к УИРС. Третья часть членов СНО кафедр проводит непосредственную научноисследовательскую работу. Среди них есть кружковцы, помогающие научным работникам кафедр в выполнении плановых НИР. Имеется небольшое число наиболее способных студентов, которым кафедра доверяет проведение самостоятельных исследований в рамках научной тематики кафедры [3]. Большинство студентов, участвующих в работе СНО кафедры, можно отнести именно к третьей группе.

В настоящее время на кафедре факультетской терапии накоплен большой опыт проведения различных видов анкетирования и анализа полученных данных, выполненных студентами в рамках НИРС. В частности, студентами IV-VI курсов лечебного и педиатрического факультетов выполнены научно-исследовательские работы по результатам нескольких видов анкетирования. Важно, что исследовательская работа осуществлялась не только в течение учебного года, но и в период летней производственной практики. Проводилось анкетирование как студентов различных ВУЗов (выявление дефицита магния (2009 - 2010 гг.), так и различных категорий пациентов (анализ частоты и причин язвенных кровотечений (2009 г.), выявление распространенности и оценка тяжести ХСН (2010 г.), определение вероятности остеопороза и оценка риска переломов (2011 г.) в Краснодарском крае. В настоящее время с участием студентов VI курса лечебного фаультета проводится исследование коморбидности у стационарных больных различного профиля.

Методика проведения анкетирования: во время собраний перед началом летней производственной практики проводился инструктаж студентов и вместе с дневниками производственной практики выдавались образцы анкет, включающие информированное согласие на добровольное участие пациента в исследовании и письма на имя главного врача ЛПУ с просьбой оказать содействие в проведении анкетирования. Перед выездом в районы края с целью расширения и углубления знаний студентов обязательно проводилось собеседование по вопросам клиники, диагностик и лечения изучаемых патологических состояний.

Анкетирование проводилось с участием врачей ЛПУ(так как производственная практика IV курса предполагает работу студента в качестве помощника врача стационара) и под контролем преподавателей университета -руководителей производственной практики, выезжавших в районы края.

Такая форма работы, на наш взгляд, дает возможность студентам совершенствовать практические навыки работы с пациентами и позволяет лучше изучить отдельные нозологические формы заболеваний. В частности, анкетирование с целью изучения распространенности, тяжести течения и лечения хронической сердечной недостаточности у жителей Краснодарского края предполагало непосредственное общение с респондентами. В анкету были включены такие вопросы, как сбор жалоб и анамнеза пациента, данные объективного исследования, выполнение теста с 6-минутной ходьбой. Вместе с тем студенты совершенствовали навыки работы с медицинской документацией. Они имели возможность ознакомиться с правильной формулировкой клинического диагноза, результатами лабораторных и инструментальных исследований, проводимым лечением. По различным видам анкетирования студентами было заполнено более 2000 анкет. Мы считаем, что выполнение учебно-исследовательской работы в такой форме может способствовать развитию клинического мышления будущего врача.

Анализ результатов анкетирования проводился в рамках научно-исследовательской работы студентами, участвовавшими в деятельности СНО кафедры факультетской терапии и проявившими наибольший интерес к данному виду работы. Были изучены современные литературные источники, выполнена статистическая обработка полученных данных, проанализированы результаты, сделаны выводы. Полученные данные были представлены на ежегодных студенческих научно-практических конференциях университета (2009-2012 г.г.), III Международной Студенческой Научнопрактической конференции с участием молодых ученых «Клинические и теоретические аспекты современной медицины» (6-8 апреля 2011 г., РУДН, Москва), а также на краевых, региональных и всероссийских конференциях (Региональная межвузовская учебно-методическая конференция с международным участием «Инновациивобразовании», Краснодар, 23 марта 2011 г.; X съезд кардиологов и кардиохирургов Южного федерального округа, Краснодар, 26-28 мая 2011 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения», Москва, 7-8 июня 2011 г.). Результаты студенческих научных исследований регулярно докладываются на конференциях МАНЭБ с международным участием.

Таким образом, участие студентов в научно-исследовательской деятельности дает возможность совершенствования навыков непосредственной работы молодого специалиста с пациентом, позволяет приобрести опыт анализа полученных данных, что может способствовать формированию клинического мышления будущего врача и закладывает основы последующей научной работы. Научно-исследовательская работа является одной из форм проблемного обучения в вузе, так как предусматривает достижение способности формировать новые знания, получать фактологический материал, делать научные обобщения, способствует расширению и углублению знаний, совершенствованию мышления путем решения отдельных проблем.


Библиографическая ссылка

Елисеева Л.Н., Бледнова А.Ю., Басте З.А., Самородская Н.А., Малхасян И.Г. ОПЫТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 107-109;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4726 (дата обращения: 27.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074