Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бозаджиев В.Л.
Проблему психологической готовности к профессиональной деятельности мы рассматриваем в контексте формирования у будущих специалистов социально-профессиональных компетенций. Последние мы определяем как интегральные качества личности, проявляющиеся в общей способности и готовности ее к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности в условиях реальной социально-профессиональной ситуации. Это определение включает в себя ссылки на ряд психологических понятий, среди которых главное место занимают способности и готовность. Эти понятия, будучи взаимосвязанными, отличаются друг от друга.

В психологии к исследованию проблемы готовности обращались М.И. Дьяченко, Г.Н. Жуков, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Л.С.Нерсесян, К.К. Платонов, А.И.Пуни, В.Н. Пушкин, В.А. Сластенин, О.И. Шишкина, Д.Н. Узнадзе и др.

Применительно к профессиональной деятельности готовность рассматривалась по-разному, в зависимости от специфики структуры того или иного вида деятельности. Большинство авторов объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; как направленность личности на выполнение определенных действий (Р.А. Гаспарян, Е.Г. Козлов, Л.C. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др.).

Говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, К.К. Платонов считает необходимым рассматривать ее в нескольких аспектах. Во-первых, профессиональная готовность - как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Во-вторых, профессиональная подготовленность - как оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности. В-третьих, готовность к труду - как сложное образование, включающее две подструктуры: операциональные (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностные (установка, направленность на труд, мотивы и интерес к нему, привычки и отношения, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности) компоненты [3].

В психологической литературе описаны различные виды готовности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [1] выделяют, например, следующие виды психологической готовности: заблаговременную готовность (общую или длительную); временную готовность и ситуативную (состояние готовности). Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность - это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:

  • а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
  • б) познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки их значимости, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях ситуации);
  • в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);
  • г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни).

С данной точкой зрения созвучна позиция О.И. Шишкиной [4], которая рассматривает две формы готовности к деятельности - долговременную готовность и ситуативную. Первая понимается как относительно устойчивые свойства, характеристики, качества человека, обусловливающие потенциальную возможность включения его в деятельность и ее успешное выполнение. Ситуативная готовность представлена как состояние человека, предшествующее деятельности и определяющее возможность и успешность ее протекания. При этом отмечается необходимость рассмотрения ситуативной и долговременной готовности в единстве. Возникновение готовности как состояния в существенной мере зависит от долговременной готовности. В свою очередь ситуативная готовность есть конкретизация долговременной готовности в данных обстоятельствах.

По мнению О.М. Краснорядцевой [2], психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется: 1) в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; 2) в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); 3) в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.

В нашем исследовании под готовностью мы будем подразумевать субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности в условиях специфической профессиональной ситуации и стремящейся ее выполнять.

Как видим, способность и готовность неразрывно связаны, выступают в единстве и целостности, как интегральное качество субъекта. В то же время, мы подчеркиваем, что хотя и способность, и готовность связаны с успешным осуществлением деятельности, быть способным и быть готовым к какой-либо деятельности - не одно и то же. Это принципиально важно для нашего исследования. Слово готовность (к освоению и осуществлению деятельности) ограничивает круг индивидуально-психологических свойств личности, оставляя за его пределами знания, умения, навыки. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Есть, например, люди с феноменальной способностью совершать в уме сложные вычисления, но при этом обладающие весьма посредственными математическими способностями.

Формирование у будущего специалиста социально-профессиональных компетенций с необходимостью предполагает осуществление его психологической подготовки к выполнению профессиональных действий в реальной специфической социально-профессиональной ситуации. Вне такой психологической подготовки возникнут серьезные трудности в реализации способностей субъекта, применении им на практике знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в высшем учебном заведении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, 1976.
  2. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. - Барнаул, 1998.
  3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.
  4. Шишкина О.И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности учащихся средней школы к занятию. Автореферат дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. - М., 2009.

Библиографическая ссылка

Бозаджиев В.Л. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 98-99;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=476 (дата обращения: 15.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252