Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

Онбыш Т.Е. Сергеев Н.С.
1. Айламазьян А. М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / А. М. Айламазьян // Вопр. психологии. – 1990. – № 1. – С. 123.
2. Архипова И. В. Технология формирования мотивации учебной деятельности студентов технического вуза: дис... канд.пед.наук / И. В. Архипова. – Казань, 2005. – 179 c.
3. Балашова, Ю. В. Развитие личностной и когнитивной сферы студентов/ Ю. В. Балашова // Ярославский педагогический вестн. – 2009. – № 2. – С. 59–68.
4. Волобуева Н. М. Особенности мотивации учебной деятельности, самореализации и ответственности студентов / Н. М. Волобуева [Электронный ресурс] // URL: http://www.conf.bstu.ru/conf/ docs/0037/1691.doc
5. Павлова, О.П. Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 5 (63). -С. 67-71.
6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001. -448 с.

Потребность, которая определяет действия человека, принято называть мотивом. В свою очередь, искусство мотивирования состоит в выяснении ведущего, доминирующего мотива и умении сочетать это со своими интересами или задачей.

Когда речь идет об учебной мотивации студента, мы, прежде всего, определяем, почему он выбрал для себя обучение именно в медицинском вузе.

Ряд исследований [1, 4], посвященных этому вопросу, выявили следующие основные мотивы выбора медицинского образования:

  • возможность заботиться о здоровье своих близких и о своем здоровье;
  • желание оказывать помощь людям, облегчать их страдания;
  • престиж профессии и традиции семьи;
  • материальная заинтересованность.

В связи с тем, что объектом деятельности врача и провизора является здоровье человека, требования к их моральным, гражданским, психологическим, интеллектуальным качествам всегда были повышенными по сравнению с другими профессиями. Специалист сферы здравоохранения способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности лишь при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и добросовестного отношения к своему труду, установлениюконтакта, гуманных отношений с больным, учету его психологии [5].

Безусловно, наиболее важным элементом образовательного процесса в медицинских вузах является развитие у обучающихся мотивации к учебной и профессиональной деятельности. С учетом тесной связи данной мотивации с жизнедеятельностью современного медицинского работника она приобретает высокую социальную значимость для развития государства, общества и личности [2, 3].

Целью исследования явилось изучение учебной мотивации студентов второго курса лечебного и фармацевтического факультетов Кубанского государственного медицинского университета.

В исследовании принимали участие 83 студента(лечебный факультет– 48 студентов, фармацевтический - 35). Средний возраст респондентов составлял 19 лет.

Исследование проводилось по следующим методикам:

  1. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [5, 6].
  2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности», разработанная К. Замфир в модификации А. Реана, для диагностики мотивации профессиональной деятельности [5, 6].

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов по методике Т.И. Ильиной (рис. 1), нами было установлено, чтоустудентоввторогокурса лечебного факультета доминирующими являются внутренняя и положительная внешняя мотивации, что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею. У студентов второго курса фармацевтического факультета доминантным мотивом является «получение диплома» (74,8%), в то время как приобретению знаний студенты отводят наименьшее значение -53,2%.

Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана основана на концепции о внутренней и внешней мотивации (положительной и отрицательной).

На основании анализа полученных

Рис.1. Мотивация обучения в вузе по методике Т.И. Ильиной

результатов анкетирования (рис. 2) по показателю «внутренняя мотивация» в целом мы можем отметить высокий уровень внутренней мотивации у студентов как лечебного, так и фармацевтического факультетов (максимально возможное значение 5 баллов), которая базируется на стремлении и интересе к освоению новой специальности, путем повышения профессиональных знаний.

Показатели по удовлетворению «внешней положительной мотивации» у студентов лечебного - 3,6 балла, фармацевтического факультета - 3,9 балла констатируют факт того, что обучающиеся заинтересованы в достижении социального статуса, карьерного роста, высокой заработной платы. Но данные потребности только формируются, объясняется это тем, что начальный этап обучения характеризуется накапливанием объема определённых знаний и опыта, которые помогут им реализовать желаемые планы.

Проявлениями«внешней отрицательной мотивации»

Рис.2. Мотивация профессиональной деятельности по методике К. Замфира (в модификации А. Реана)

  является желание избегать порицания и критики со стороны руководства и коллег, неуверенность в своих профессиональных знаниях. Максимальный балл по показателю «внешней отрицательной мотивации» у студентов фармацевтического факультета - 3,3 балла, у студентов лечебного факультета– 2,68. В данном случае более высокий показатель связан с тем, что студенты, необладая глубокими профессиональными знаниями, испытывают большую ответственность за выполнение своих обязанностей.

Результаты проведенных исследований позволили отметить следующее: преобладающая часть студентов, изначально имеющих высокие показатели мотивации к обучению в медицинском вузе, планирует после окончания вуза работать по специальности; те же из студентов, кто поступил в вуз «случайно», демонстрируют на занятиях низкий уровень мотивации и планируемую профессиональную карьеру, как правило, не связывают с медициной. Встречаются и те, кто посещает ряд занятий «без интереса», что может быть связано с двумя причинами:

• Студент считает данный предмет «ненужным» для овладения конкретной медицинской специальностью.

• Преподаватель не смог заинтересовать студента своим предметом.


Библиографическая ссылка

Онбыш Т.Е., Сергеев Н.С. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 212-214;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4769 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674