Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАНИИ

Породенко В.А. Ануприенко С.А. Бондаренко С.И.
1. Осиянова О.М. Самостоятельная работа студентов как условие развития исследовательских умений[Электронный ресурс] / О.М. Осиянова, О.В. Андрюшина // http://orenport.ru/docs/281/work_stud/ Members/Osijnova.htm
2. Породенко В.А., Ануприенко С.А., Баранникова Н.В., Романова Р.И. Студенческий научный кружок кафедры судебной медицины. Проблемы суд. мед. и права, вып. 3. Материалы межрег.науч.-практ.конф., посвященной 90летию Кубанского государственного медицинского университета и кафедры судебной медицины (под ред. В.А. Породенко) Краснодар: Изд-во, 2011. – 130 с.
3. Черноталова К. Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы// Концепт. – 2012. – № 11 (ноябрь). – ART 12147. – 0,3 п. л. – URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12147.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

Стремительное развитие науки и техники требует поиска наиболее эффективных педагогических подходов, которые способствуют развитию у студентов творческих способностей и профессионального мышления. Сегодняшний выпускник вуза должен не просто владеть некоторыми навыками работы с всё возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, адолженбытьспособенизвлекать с их помощью новые знания, самостоятельно выстраивать целостный познавательный процесс в окружающей информационнойсреде(восприятие– мышление – применение). Итогом развития студента в вузе, результатом профессионального самоопределения должны стать психологическая готовность к профессиональной деятельности, способность к саморазвитию [3].

К сожалению, большинство студентов учится по схеме «Преподаватель информирует – студент заучивает – преподаватель контролирует», а для развития творческих способностей необходимо перейти к схеме «Студент в контакте с преподавателем и своими коллегами осваивает и демонстрирует свои навыки и умения по изучаемой дисциплине». Переход к желаемой схеме возможен при использовании такого инновационного метода, как научно-исследовательская деятельность. Научноисследовательская деятельность совершенствует умение студента работать с научной литературой и источниками, а также отстаивать свою точку зрения. Организация поисково-исследовательской деятельности предполагает развитие обще-интеллектуальных и исследовательских навыков, формирование обще-учебных и специальных умений: видеть и ставить проблему, формулировать гипотезу, ставить цели и задачи, разрабатывать программу деятельности и определять оптимальные средства её реализации, делать выводы и представлятьрезультаты ввиде доклада, реферата, выступления на научно-практической конференции [1].

На кафедре судебной медицины более 40 лет активно функционирует студенческий научный кружок (СНК). За годы своего существования кружок явился трамплином в профессиональное будущее для многих судебных медиков, в том числе для преподавателей кафедры судебной медицины. Несмотря на то, что судебная медицина изучается студентами нашего вуза на 6-ом курсе, в СНК постоянно занимаются около 15-20 студентов младших и старших курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, в связи с чем деятельность СНК можно охарактеризовать как предметно-проблемную.

На заседаниях кружка студенты самостоятельно решают задачи, связанныес постановкой диагноза, предотвращением врачебных ошибок, решением сложных этико-правовых проблем при оказании медицинской помощи, завершившейся неблагоприятным исходом.

Работа в СНК кафедры судебной медицины ведется по следующим направлениям: выполнение научно-исследовательских работ; изучение и реферирование отечественной и зарубежной литературы с использованием Интернета по вопросам судебной медицины, права; переводы и обзоры иностранной литературы; овладение практическими навыками судебно-медицинского исследования трупов, оформления медицинской документации, осмотра места происшествия; разбор случаев из судебно-медицинской практики; подготовка презентаций докладов и научных работ для демонстрации на мультимедийном проекторе на заседаниях СНК, научных конференциях; участие в выставках и конкурсах студенческих научных работ и других научно-практических мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах, дискуссионных площадках); творческие встречи с учеными и судебно-медицинскими экспертами [2].

На каждом заседании кружка обсуждаются несколько докладов по различной тематике. Как правило, каждый доклад сопровождается демонстрацией слайдов с помощью мультимедийного проектора.

Одной из форм подведения итогов работы СНК является участие студента в научно-практической конференции с публикацией тезисов работ в научном сборнике, что дает возможность студентам проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Главное в проведении конференций– нестолькопередача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.

Активно участвуя в работе СНК кафедры, студент на практике осознает необходимость непрерывного поиска нового, актуального знания, грамотного осуществления информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения), а это является одной из профессиональных компетенций будущего врача-специалиста, которая во многом определит успешность его профессиональной деятельности. Кроме этого студент приобретает такие навыки, как самостоятельность суждений, умение концентрироваться, преодолевать трудности путем волевых усилий, преодолевать односторонний взгляд на возникающие проблемы, умение целенаправленно и вдумчиво работать.

Сочетание научно-исследовательской деятельности с интерактивными методами организации деятельности кружка особенно плодотворно при разборе результатов судебно-медицинского исследования трупа для установления причины смерти или освидетельствования живого лица для определения степени тяжести телесных повреждений. При невозможности непосредственного участия студенты работают с фото-и видеоматериалами. Видеосъемка работы эксперта и студентов, участвующих в экспертизе, является важным элементом в научно-исследовательской деятельности членов кружка. Это способствует формированию активного, инициативного отношения к процессу познания, основанного на осознании целей учения, восприятии себя как субъекта учебной деятельности. Интерактивность и диалогичность взаимодействия укрепляет интерес студента к науке и научным исследованиям, учит связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов является важным фактором подготовки будущего врача. По мировому рейтингу высшая школа способна к творческой деятельности, если в ней концентрируется не менее 15% творчески мыслящих людей. СНК является отличным полигоном для развития творческих способностей преподавателя и студента и реализации такого инновационного метода обучения, как научно-исследовательская деятельность.


Библиографическая ссылка

Породенко В.А., Ануприенко С.А., Бондаренко С.И. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 238-240;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4780 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674