Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «УЧИМСЯ В АКТИРОВКУ» КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Ткачева Е.Г.

Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в самостоятельном овладении знаниями и умениями, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека.

Технология дистанционного обучения (ДО), зародившись в конце XX столетия, вошла в XXI в. как одна из наиболее эффективных и перспективных систем обучения.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Данная система особенно актуальна при обучении в сложных климатических условиях Крайнего Севера. Для детей, проживающих на территории Красноярского края, а именно в городе Норильске на протяжении последних 57 лет объявляется «актировка».

Понятие «актировка» впервые появилось в начале 40-х. Слово «актировка», происходит от слова «акт», которое означало о возможности невыхода на уличную работу в жесткие погодные условия. В дальнейшем слово «актировка» претерпело изменения в своей значимости и в 50-е года появились «актированные дни» для детей, обучавшихся в школе.

К сожалению, протяженные «актированные дни» на территории города Норильска не редкость. Считается, что самыми неучебными месяцами в календарном году, являются декабрь, январь, февраль. Вместе с тем, бывает, что из-за сильного ветра не мало «актированных дней» и в другие месяцы учебного года. Частые перерывы в учебном году по причине низких температур влекут за собой сокращение годового календарного интервала обучения школьников до 30 недель и меньше.

Особо тяжело младшим школьникам, приходится на момент выхода с «актированных дней», т.к. детям необходимо в короткие сроки освоить программный минимум. В свою очередь, это приводит к ускоренной и сжатой подаче учебного материала, что отрицательно отражается на качестве обучения и приводит к снижению учебной мотивации, эмоциональной неустойчивости у детей младшего школьного возраста и, как следствие, отражается на академической успеваемости.

В рамках информационной образовательной среды школы ученики имеют возможность практиковаться по предметам, получая задания от педагога через образовательный ресурс (школьный сайт, специально разработанный портал, электронную почту, цифровые носители) будучи дома, работая за домашними компьютерами, что, по сути, обеспечивает выполнение основной задачи модернизации российского образования - повышение доступности, качества и эффективности образования, защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.

Экспериментальной базой для исследования стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14» г. Норильска.

Работа проводилась в период с сентября 2008г. по март 2010г. В процессе исследования принимали участие младшие школьники 8-9 лет, учащиеся 2-х классов, в количестве 75 человек.

В 2008-2009 учебном году выявилась динамика учебной мотивации и уровень тревожности у младших школьников в период обучения после актированных дней.

На одном из этапов исследования нами было установлено, что при длительном периоде не посещения детьми школы, показатели академической успеваемости понижаются. После актированных дней процент младших школьников с высоким уровнем тревожности увеличивается. Более того, анализируя результат данного этапа исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой школьной тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх проверки знаний.

Также нами установлено, что если до АД (актированных дней) около 80% младших школьников обнаруживают высокий уровень учебно-познавательной мотивации, то после АД только у 58% учащихся сохраняется высокий познавательный интерес, а у остальных школьников, к сожалению, учебная мотивация снижается.

Установленные факты, а также то, что из 690 учащихся начальной школы МБОУ «СОШ №14», подавляющее большинство учащихся имеют дома в наличии ПК и подключены к сети Интернет, нами разработан проект «Учимся в актировку». Данный проект направлен на самостоятельное усвоение знаний при помощи цифровых носителей в системе непрерывного дистанционного обучения.

На основе результатов заключительного этапа исследования выявлено, что в группе детей участвовавших в экспериментальной программе «Учимся в актировку» академическая успеваемость и уровень учебной мотивации не только не снижаются, а наоборот, повышаются. Также установлено, что младшие школьники экспериментальной группы, в отличие от младших школьников из контрольной группы не испытывают стресс после выхода с актированных дней. После программы «Учимся в актировку» у 20% детей из экспериментальной группы снизился страх ситуации проверки знаний. У 17% детей снизились переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, а также страх самовыражения. У 14% младших школьников экспериментальной группы снизился уровень общей тревожности в школе.

В заключении отметим, в свете модернизации образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Дистанционное обучение занимает все большую роль в модернизации образования.

Данная программа дистанционного обучения, особенно на территории Норильского промышленного района имеет ценное значение для образовательного процесса; способствует развивающим и воспитательным задачам, что соответствует приоритетным в потребности личности.

В процессе дистанционного обучения младших школьников, можно выделить следующие направления их деятельности, которые способствуют эффективности обучения:

Во-первых, благодаря программе дистанционного обучения создаются условия эффективного взаимодействия школы и родителя, родителя и ребенка.

Во-вторых, данная образовательная среда способствуют самостоятельному усвоению материала и формированию информационно-коммуникативной компетентности. Для этого младшие школьники приобретают умение и навыки работы с различными источниками информации и способам обработки этой информации. А также использовать новые технологии в самообразовании.

В-третьих, тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. После продолжительного пребывания дома в период актированных дней, учащиеся не испытывают сильного социального стресса и фрустрации. Их эмоциональное состояние, при общении со сверстниками остается на положительном уровне. Все это благодаря тому, что, несмотря на все сложность дистанционного обучения, данная система предполагает, общение детей посредством чата и электронной почты, не только с учителем, но и с одноклассниками.

Благодаря такой программе обучения младший школьник перестает быть «потребителем» знаний, а начинает сам активно формировать свое отношение к ним.

Библиографическая ссылка

Ткачева Е.Г. ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «УЧИМСЯ В АКТИРОВКУ» КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 89-90;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=482 (дата обращения: 15.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252