Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ КАК МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ

Вараксин В.Н. 1
1 Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова
1. Давыдова И.В. Учебное сотрудничество студентов педвуза как условие развития их творческого потенциала // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 109. СПб., 2009.
2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии. 2005. 496 с.
3. Хараш А.У. Личность в общении. – М.: Изд.: МГУ. 1987.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. – М.-Л.: Изд.: АПН. 1948. 655 с.

Сотрудничество между педагогом и студентами способствует сближению всех участников группового общения, формирует мотивацию для достижения личностных целей, является средством для развития творческого потенциала и т.п. Творческая деятельность, являясь качественно новым направлением в межличностном общении, генерирует информацию, способствующую видоизменять жизнедеятельность в сотрудничестве.

Развивая внимание, память, мышление в сотрудничестве педагогов и студентов необходимо применять различные формы воспитательной работы, которые будут способствовать созданию эффективной педагогической среды. А создание эффективной психолого-педагогической атмосферы в учебном коллективе, которое в первую очередь зависит от отношения педагога к студенту, даст всем участникам учебного процесса возможность почувствовать нужность каждого и увеличит качество межличностного взаимодействия.

Чтобы создать эффективную модель воспитательной системы, педагогу необходимо изучить личность каждого участника, затем совместно спроектировать цели учебно-воспитательной системы так, чтобы все студенты стали авторами и создателями образа жизнедеятельности. В процессе обучения необходимо развивать у каждого студента коммуникативные качества, с помощью которых личность студента становится «прозрачной», доступной для педагога-воспитателя и для необходимой коррекции, если возникнет такая необходимость. Созданная таким способом учебно-воспитательная система будет пронизывать все её компоненты, и оказывать эффективное воздействие на формирование личности будущего специалиста-профессионала.

Давыдова И.В. говорит, что при кооперации и сотрудничестве уменьшается число внутригрупповых конфликтов, снижается риск возникновения нездоровой конкуренции, группового эгоизма, агрессии, создаются постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих как объективных, так и субъективных противоречий [1].

Организуя учебные мероприятия, мы используем групповые и коллективные формы обучения, которые имеют интерактивные формы и таким образом, дают возможность студентам самостоятельно участвовать в коммуникативной деятельности как полноправным участникам коллективной деятельности. В качестве интерактивной формы обучения мы применяем разработанную нами модель «Позиционно-ролевого изучения нового учебного материала». Участвуя в этой увлекательной форме многостороннего общения, студенты стараются самостоятельно освоить и понять, изучаемый учебный текст, затем, когда им предстоит его представить, то студенты выбирают стратегию поведения в рамках той позиции и роли которые им определены по сценарию и создавшейся коммуникационной ситуации. Такое обучение в форме многостороннего общения способствует адекватному выражению своих мыслей в эмоциональном сопровождении соответствующих целям, условиям и участникам общения.

Общение в формате «Позиционно-ролевого изучения нового учебного материала» может происходить по следующей схеме:

  1. Обучение в сотрудничестве с педагогом и всеми участниками многостороннего общения даёт возможность применения проблемно-поисковой деятельности.
  2. Диалогическое общение происходит в форме открытого общения, которое является активным, свободным и уникальным по своему содержанию.
  3. Каждый студент имеет возможность для проявления творческой самостоятельности и фантазии. В результате позиционно-ролевого изучения нового учебного материала происходит максимальное вовлечение студентов в дискуссионную деятельность, что в свою очередь позволяет осуществить психолого-педагогическую поддержку в открытии студентом самого себя.
  4. Совместная дискуссия студентов первого курса и студентов четвёртого курса, служит, прежде всего, фактором преодоления барьера между младшим и старшим, в результате которой происходит самораскрытие студентов, у них возникает чувство общности, взаимной поддержки и взаимопомощи.

Исследования Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М., интересны тем, что акцентируют внимание на самостоятельной работе и говорят об этом следующее: «Следует увеличить удельный вес действительно творческой самостоятельной работы, под которой мы понимаем работу над проблемно-познавательными заданиями, решение системы творческих задач, подготовку докладов и сочинений по всем учебным предметам, выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, проведения опытов, экспериментов, наблюдений, сравнения и сопоставления различных фактов, словом, всё то, что способно пробудить воображение, фантазию, мечту, воспитать критичность ума и широту кругозора» [2].

В целом механизм саморазвития студента зависит от организации совместной деятельности педагога и студентов, которая соответствует следующему алгоритму: цель – учебная задача – групповая дискуссия – анализ совместной деятельности – новый этап развития. Характеристика каждой части приведённого алгоритма выглядит следующим образом:

  • Цель, определяется на основе изучаемого материала и формируется совместно с студентами.
  • Учебная задача, получаемая студентами с определением защищаемой позиции в дискуссии, которую микрогруппа решает в процессе обсуждения учебного материала.
  • Групповая дискуссия активизирует возникновение эффективного общения, появления новых идей и обсуждения их, формирует убеждение студентов в наличии творческих сил и способностей, способствующих поддержанию положительного психологического климата в учебном коллективе.
  • Анализ совместной деятельности даёт возможность студентам произвести оценивание как своего участия в дискуссии, так и каждого участника, что в свою очередь способствует формированию «Я – концепции», студент получает удовлетворение от совместной деятельности и личных успехов, у него растёт желание в дальнейшем участии по формированию личностного развития.
  • Новый этап развития заключается в обогащении собственного опыта творческой деятельности, развития памяти, внимания и мышления.

Хараш А.У. отметил, что в присутствии других у человека реализуются два смысловых полюса – «смысл для себя» (не требующий никаких объяснений и мотивировок) и «смысл для других» (предполагает наличие за каждым элементом поведения определённого общедоступного значения, презентуемого, воспринимающему) [3].

Чтобы создать эффективную психолого-педагогическую атмосферу совместной деятельности необходимо рассмотреть личность педагога и определить основные требования к его личности. Разумеется, что на первом месте должен находиться опыт, высокая нравственность и мудрость, тогда можно ожидать, что при ежедневных встречах с студентами он сможет демонстрировать всё перечисленное, поскольку он является примером для подражания.

Обратимся к словам выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, который отмечал, что: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [4].

Современный педагог должен обладать целым набором личностных качеств, такими как ответственность и трудолюбие, педагогическая справедливость и добросовестность, нравственность и объективность, которые он демонстрирует перед студентами, а студенты, участвующие в совместной деятельности перенимают все эти качества, поскольку видят, как эти качества уживаются в человеке и как они помогают достигать поставленных целей. Наряду с этими качествами педагог демонстрирует высокий уровень коммуникативной культуры, которая в свою очередь способствует достижению эффективности педагогического взаимодействия.

Следовательно, используя модель «Позиционно-ролевого изучения нового учебного материала» педагог добивается в совместной деятельности достижения высокого уровня коммуникативной культуры в основе, которой лежит общительность, позволяющая быстро устанавливать контакты с людьми. А пример, который демонстрирует педагог своими качествами, способствует обращению внимания на мнения и предложения противоположной стороны, уважать позицию друг друга, проявлять сопереживание и сочувствие, всё это характеризует уровень высокой нравственной воспитанности педагога, которую студенты пытаются примерить на себя.

Создавая, таким образом, среду, в которой у студента появляются творческие задатки к исследовательской деятельности, педагог способствует формированию мотивации к обучению, а совместная деятельность рассматривается участниками как помощь педагога в обучении, но не как контроль. Конечно же, педагог оценивает участие всех студентов в коллективной дискуссии, но выполняет это как некое содействие личностного роста студента, выявляя у него наличие необходимых коммуникативных качеств, которые в современном мире необходимы для активного общения.

Педагог постоянно напоминает студенту о его предназначении, развивая у него качества конкурентоспособной личности, обладающей терпимостью к мнению окружающих и умением отстаивать свою позицию, с помощью этого у студента формируется вера в успешное завершение своего образования, появляется внутренняя ответственность за выполняемое дело и самостоятельность, которая так необходима при выполнении заданий.

Таким образом, качество сотрудничества между педагогом и студентами зависит от степени педагогического взаимодействия, которое формируется на базе самореализации личности педагога и его желания по осуществлению разнообразных возможностей развития «Я – концепции» посредством собственных усилий, сотворчества с коллегами и студентами, в результате чего возникают новые направления в раскрытии творческих сил и способностей. Самореализация педагога оказывает огромное влияние на студентов, а при условии педагогического взаимодействия осуществляется через преобразование внешнего мира, а также через изменение внутреннего мира, глубина и уровень самореализации, определяется психолого-педагогическим содержанием профессиональной деятельности педагога.

Учитывая то, что развитие личности студента должно осуществляться в нравственно-ценностных рамках, устанавливаемых обществом, которые в свою очередь вызывают потребность к преобразованию внутреннего мира, и активизации тех или иных аспектов потребностей, способностей, духовных сил личности. Ценности личности могут выступать одной основной интегративной чертой личности, которая и будет характеризовать уровень развития личности студента в специально созданном психолого-педагогическом взаимодействии.

Известно, что личность обладает сложной соподчинённой динамичной системой ценностно-нравственных ориентаций, которые составляют содержательную сторону направленности личности, интегрирующий и смыслообразующий компонент её внутренней структуры. Поэтому роль педагога в формировании личности занимает основное место, а сотрудничество между педагогом и студентом, создавая эффективную психолого-педагогическую атмосферу, способствует созданию устойчивой мотивации к обучению и приобретению профессиональных навыков будущего специалиста.


Библиографическая ссылка

Вараксин В.Н. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТОВ КАК МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 134-136;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4862 (дата обращения: 20.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074