Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

О ФОРМАХ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Базарбаева Ж.М. 1 Жанбырбаева А.К. 2 Есимсиитова З.Б. 1
1 Казахский национальный университет им. аль-Фараби
2 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
1. Cunningham, G.K. (1998). Assessment in the Classroom. Bristol, PA: Falmer Press.
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000. – 352 с
3. Е.М., Галанов А.И. Разработка заданий для объективной оценки знаний студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 5 – С. 43-48
4. Гребнев Л.С. Российское высшее образование в Болонском измерении // Проблемы вхождения России в Европейское образовательное пространство: Материалы зонального совещания 18-20 октября 2004 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2004. – С. 13-24.
5. Ward, A.W., & Murray-Ward, M. (1999). Assessment in the Classroom. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co.

В связи с реформами в образовании и переходом на кредитную систему обучения все больше внимания уделяется методам оценки знаний студентов. Критерии оценки знаний являются одними из наиболее важных составляющих образовательного процесса, так как правильно построенные экзаменационные задания дают возможность объективно судить об уровне подготовки студента, что позволяет избежать ситуаций, когда выпущенный молодой специалист не соответствует ожиданиям работодателя. Среди основных проблем стоящих перед вузами в настоящее время одна из наиболее актуальных – это поддержание престижа выдаваемых дипломов. Престиж диплома того или иного вуза – это объективный показатель деятельности всего учреждения, учебных программ, работы преподавателей, и, самое главное, соответствия оценок и степеней в дипломе реальному уровню подготовки студента и выпускника. Работодатель должен быть уверен в том, что принимаемый на работу молодой специалист действительно владеет знаниями и компетенциями на том уровне, который указан в его дипломе. Как было указано выше, это достигается хорошим уровнем преподавания, правильно составленными учебными программами и продуманной системой оценки знаний студентов. Как и на производстве без надлежащей системы контроля качества любые даже самые гениальные идеи обречены на провал. Более того, направленность экзаменационных вопросов, их содержание и вид полностью определяют направленность подготовки студента к экзамену. Например, студент, уверенный, что большинство экзаменационных вопросов направлены на проверку знаний различных определений, функций и прочего не будет уделять достаточного внимания практике решения задач.

Изучив, как отечественный, так и международный опыт проведения экзаменов, предлагаем анализ основных видов экзаменов и системы оценок.

Основные виды экзаменационных вопросов

1. Тестовые вопросы

Тестовые вопросы (в английском языке называются multiple choice questions). Студенту предлагается выбрать один правильный вариант из нескольких предложенных. Дополнительной разновидностью тестовых вопросов являются вопросы верно/неверно и вопросы соответствий [1]. В вопросах верно/неверно студенту предлагается оценить верность того или иного высказывания факта или решения. Предлагается, соответственно, два варианта ответа. В вопросах «нахождение соответствий» студент должен определить, какой из предложенных вариантов подходит к какому высказыванию, вопросу или факту.

Использование тестовых вопросов для оценки знаний студентов является сравнительно новой практикой в отечественной системе образования. В последнее время проведение экзаменов в форме тестов становится очень популярным среди вузов. Однако, на наш взгляд большинство тестового материала, используемого для экзаменов, не дает возможности объективно оценить знания студентов. Нами были изучены ряд тестовых экзаменов в разных областях науки, публикуемых на сайтах вузов (в виде примеров для студентов), различных сборниках и пособиях. Это актуально как для естественных, так и для гуманитарных дисциплин, где чаще всего тесты направлены на проверку знаний различных определений, а не выявление реального уровня понимания студента. Например, наиболее частым вопросом является вопрос типа «налоги это –…», «дифференциация это – …» или «основной функцией клеточного ядра является …». Из данных примеров видно, что проверяется не понимание сущности предметов и явлений, а способность заучить определение, знание которого не гарантирует глубокого понимания предмета и способности применить это знание для решения практических задач.

Проведение экзаменов в виде тестов, несомненно, имеет определенные положительные стороны: тестовые вопросы исключают субъективизм преподавателя, выставить оценку по тестовому экзамену может даже компьютер. Процесс проверки экзаменов прозрачный и понятный. Необходимо отметить, что правильно составленные тестовые вопросы стимулируют студента на понимание предмета, а не только на механическое заучивание. К тому же тестовые вопросы дают возможность проверить знания большого количества тем за короткий промежуток времени [2, 3].

Основными отрицательными сторонами тестовых экзаменов, как упоминалось выше, является качество самих вопросов. Очень часто тестовые вопросы концентрируются на частностях и деталях, которые однозначно забудутся студентом через небольшой временной промежуток после экзамена и не имеют реальной практической ценности. Следующей проблемой является необходимость составления большого банка вопросов. Поскольку в нашей практике применение тестовых вопросов началось сравнительно недавно [4], а требования к количеству вопросов велико, общее качество вопросов оставляет желать лучшего.

Рассмотрим основные правила составления тестовых вопросов. Для составления тестового вопроса, который поможет объективно оценить знание студента необходимо, чтобы тестовый вопрос соответствовал следующим наиболее важным критериям:

  • сам вопрос должен быть коротким, в нем не должны использоваться длинные синтаксические конструкции, которые могут помешать пониманию вопроса;
  • желательно не использовать предложения слово в слово взятые из учебника;
  • необходимо избегать: а) определений в вопросах; б) отрицания или двойные отрицания в вопросах: «что не входит в …» «какой процесс не происходит в организме, если не достигнуто половое созревание…». Подобные вопросы просто путают студентов и мешают восприятию, а цель экзамена – это оценка знаний, а не преднамеренное «заваливание» знающего студента; в) вопросов, предполагающих широкую трактовку; г) вопросов, содержащих подсказку к ответу.

Теперь остановимся на критериях составления вариантов ответов на тестовые вопросы:

1) ответы должны быть одинаковы по краткости и формулировке;

2) нужно избегать заведомо невозможных вариантов;

3) необходимо включать типичные заблуждения студентов, распространенные ошибки в понимании того или иного вопроса;

4) ответы такие как «все из перечисленных» или «ни один из перечисленных» лучше ограничить, также как и ответы, ссылающиеся на несколько вариантов, например: «А и С» и т.д.

2. Короткие открытые вопросы (short questions/ open questions)

Короткие вопросы, как правило, состоят из вопроса в одну строку, который требует письменного ответа. Ответ на такой вопрос по длине может состоять от одного или двух слов до нескольких предложений. Данный вид вопросов чаще всего используются для тестирования базовых знаний основных фактов и терминов.

Пример короткого открытого вопроса: «Как называется формат экзамена, в котором студенты должны однозначно связать набор подсказок с набором опций? « Ответ: нахождение соответствий (matching) [5].

С другой стороны, это может быть записано в виде заполнения пропусков в самом вопросе: «Экзаменационный вопрос, в котором студенты должны однозначно связать подсказки и варианты называется «нахождением … « Ответ: соответствий.

Короткие вопросы могут быть использованы для оценки более высоких навыков мышления, в том числе анализа. Например: «Будете ли вы включать короткие вопросы в ваш следующий экзамен? Пожалуйста, обоснуйте свое решение, объясняя факторы, которые повлияли на ваше решение .

Короткие вопросы имеют много преимуществ. Многие преподаватели сообщают, что их относительно легче подготовить, чем тестовые вопросы. В отличие от вопросов «соответствий», вопросов «верно/неверно», и тестовых вопросов, короткие ответы на вопросы затрудняют для студентов возможность угадать правильный ответ. Короткие вопросы также предоставляют студентам больше гибкости для объяснения своего понимания и демонстрации творческих способностей, чем при тестовых вопросах. Однако это также означает, что оценивание является относительно более трудоемким и может быть весьма субъективным. К отрицательным характеристикам коротких вопросов также относится и тот факт, что обычно рекомендуется готовить около 50-60 вопросов на дисциплину, что приводит к риску чрезмерной детализации вопросов и концентрации на частностях [5].

Для составления корректных коротких вопросов, которые дадут возможность оценить знания студентов и глубину понимания предмета необходимо:

1) избегать чрезмерно длинных формулировок и сложных конструкций. Вопрос должен быть понятен;

2) если студенту предлагается заполнить пробелы в предложениях и высказываниях, убедитесь, что пробелов не слишком много. В противном случае все предложение теряет смысл и может быть истолковано совершенно иначе;

3) меняйте формулировки учебников, используйте понятные вопросы, избегайте двойного толкования.

3. Вопросы в виде эссе

Эссе-вопросы требуют письменных ответов, объемом от нескольких абзацев до нескольких страниц. Как и короткие вопросы, они обеспечивают студентам возможность объяснить свое понимание и продемонстрировать творческие способности и критическое мышление, исключают получение приемлемого ответа за счет простого угадывания. Они могут быть построены достаточно быстро и легко, но оценка ответов на эти вопросы может занять много времени и оценивание будет более субъективным.

Эссе-вопросы отличаются от коротких вопросов тем, что они менее структурированы. Эта открытость позволяет студентам продемонстрировать, что они могут глубоко осмысливать и обобщать учебный материал в ответах. В результате, эссе дает возможность для тестирования более глубокого уровня познания, в том числе анализа, синтеза и оценки. Тем не менее, ответы на подобные вопросы увеличивает объем работы студента во время экзамена. Студенты могут потратить больше времени на составление пяти пунктов эссе, чем на ответы на пять коротких вопросов. Это увеличение нагрузки ограничивает количество эссе вопросов, которые могут быть поставлены на одном экзамене и таким образом может ограничить общий объем экзаменуемых тем или областей. На практике обычно студентам дается на выбор 2-3 эссе-вопроса для ответа.

Таким образом, в настоящее время используется много вариантов оценивания знаний студентов, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Считаем, что в зависимости от целей и задач конкретного изучаемого предмета нужно находить наиболее приемлемые способы оценки знаний, умений и навыков студентов.


Библиографическая ссылка

Базарбаева Ж.М., Жанбырбаева А.К., Есимсиитова З.Б. О ФОРМАХ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 148-150;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4871 (дата обращения: 22.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074