Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА

Литовченко Л.П. 1 Рахимжанова Р.К. 2
1 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
2 Детский дом «Умит»
1. Соловьев В. Соч.в 2-х т, второе изд. Т.1 – М., 1990.

Духовное возрождение детей является насущной проблемой сегодняшнего дня. И среди всех проблем духовного возрождения является особо важной проблема воспитания патриотизма. Стало очевидно, что решение этой проблемы во многом зависит от отношения детей к родной земле, к тому, что зовется Родиной, от уважения к историко-культурному наследию своего рода. Особенностью современного этапа развития социума является интерес к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.

Актуальность данной статьи заключена в противоречии между необходимостью развития чувства патриотизма у школьников: благоговения перед красотой родной края, благочестия по отношению к родному дому, семейному очагу, благодарения родителям, благоразумия к наследию культуры рода своего и сложностью воспитания этого чувства у детей – воспитанников детского дома, которые не имею своего семейного очага, не помнят корней рода своего и часто не живут в том краю, в котором родились.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложностью природой данного чувства, многоаспектностью его содержания. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социальных, политических и экономических условиях в зависимости от личной позиции, отношения и различных сфер знаний. Диапазон толкований термина «патриотизм» очень велик. Нет четкого различения понятий «патриотизм» и «гражданственность», «родина» и «отечество».

В следствии утраты смысла термина «патриотизм» появился патриотизм неразумный, вместо желаемой пользы, приносящий вред, ведущий к гибели. Бывает патриотизм пустой, выражающий только голословную притензию, и бывает, наконец, патриотизм лживый, служащий только личиною для низших, своекорыстных побуждений (курсив автора) [1, с.359].

Понятие «патриотизм» мы конкретизировали как состояние принадлежности к родной земле, где родился и жил, как причастности к родному очагу и роду человеческому, как свойство, в котором заключено чувство любви к родине, как признак человека стать патриотом своей Родины, способного быть гражданином своего Отечества. Таким образом, «патриотизм» – это емкое и многогранное понятие, преобразующее затем в понятие «гражданственность». Следовательно, гражданственность является следствием патриотизма. Гражданственность мы рассматривали с позиции гражданина своего Отечества, включающего понятия «народ», «общество» и «государство».

В данной работе предметом исследования явилось отношение воспитанников детского дома к Родине.

Объектом исследования стали воспитанники детского дома, находящиеся в ситуации жизненного самоопределения.

Цель исследования – определение условий по развитию чувства патриотизма и воспитанию человека – патриота.

Результаты. Воспитанники детского дома считают, что родина начинается с родного края, где родился и жил, где род мой (75,9 %), с семьи и дома (55,5 %), с матери (40,7 %), с рождения и первых слов (31,4 %), с любви, мира и добра в родном краю (44,4 %). Когда дети произносят слово «родина», то представляют природу родного края (100 %), семью (50,7 %), дом (31,4 %), чувствуют радость, уют и защищенность (42,8 %). Подростки считают, что без родины наступит вечный хаос и война (22,2 %), что человек без родины, как дерево без корней, ибо родина – это мать (42,6 %), без родины наступает тоска, брошенность, одиночество и утрата родного очага (12,8 %), что жить человек станет только для самого себя (5,5 %) и исчезнет род человеческий (18,3 %). Старшие школьники называют патриотом того, кто готов отдать жизнь за Родину (6,7 %), кто любит родину и готов защищать ее (100 %), кто желает родине расцвета и верит в ее будущее (14,8 %). Подростки желают, чтобы Родина стала красивой, богатой и миролюбивой (100 %). Старшеклассники не хотят, чтобы Родина была в опасности войны, чтобы теряла уважение в своем устремлении в будущее (100 % ) и хотят служить Родине отважно (59,8 % ), а также быть умным и счастливым (33,4 %).

Выводы

1. Главные задачи патриотического воспитания должны заключаться:

  • в пробуждении души чувствовать красоту природы родного края и развитии активной жизненной позиции сохранения красоты природы родного края, где родился и жил;
  • в возрождении чувства любви к родному краю и воспитании инициативы в защите культурного наследия своего рода и семьи;
  • в преображении чувства патриотизма в гражданственность и обучении самостоятельности брать на себя ответственность по защите Родины и утверждение ее значимости в Отечестве;
  • в организованности бытия своего, чтобы стать патриотом своей Родины и быть гражданином своего Отечества.

2. Пробуждение души в патриотическом воспитании имеет свое последовательное духовное содержание. Структура возрождения чувства любви к Родине должна быть непрерывной и строго регламентирована возрастными ступенями. Стратификация условий преображения патриотизма в гражданственность должна быть устойчивой и регулироваться обучением самостоятельности, ответственности и организованности своего бытия. Стратегия всего патриотического воспитания должна быть ориентирована на благоговенное отношение школьников к Родине и благочестивое – к ее культурно-историческому прошлому.

3. Содержание патриотического воспитания на всех возрастных стадиях разное. Но их объединяет общий смысл уважения к страницам прошлого рода, семьи. Смысл касается обращения самосознания школьников к тому, что любовь к родному краю, к своей семье приводит к такому емкому понятию как статус «Я»: «Я – патриот!», что должно входить в строительство «концепции – Я», то есть школьник должен уметь представлять свой образ действия в жизни в качестве патриота, образа защитника того места, где родился и где жил.

4.Патриотическое становление должно начинаться в семье, продолжаться в школе и не заканчиваться на протяжении всей жизни, ибо патриотизм – это состояние любви к Родине и является и свойством души личности, и признаком патриота, и жизненным процессом, ибо патриотизм, как состояние, уходит вглубь своими корнями в далекое историческое прошлое рода человеческого. Оторвавшись однажды от этих корней, мы можем потерять и смысл жизни, и свою человеческую цивилизацию. И от решения данной проблемы зависит судьба не только наших детей, но и всего человечества. Человеку не раз приходилось решать в истории подобные проблемы и, если он их не решал, то нация или народ исчезали.


Библиографическая ссылка

Литовченко Л.П., Рахимжанова Р.К. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 151-152;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4873 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674