Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗАХ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Дзержинская Л.Б. Лущик И.В.
В настоящее время особенно актуально встала проблема внедрения инновационных технологий в учебный процесс, так как тенденция, наметившаяся в последние годы в высшей школе, свидетельствует об уменьшении времени на аудиторные занятия и их увеличение на самостоятельную работу.

В современных условиях к числу педагогических инноваций в первую очередь относится рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинговая система оценки знаний используется в учебном процессе Волгоградской государственной академии физической культуры в течение пяти лет и позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.

Как известно, рейтинг (от английского rating - уровень, разряд) - это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения материала.

Рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ:

  • стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;
  • формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий; возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;
  • снижается количество пропусков аудиторных занятий и т.д.

Одно из обязательных условий рейтинговой системы - это её открытость. Максимальный рейтинговый балл доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты знакомятся с ключевыми положениями: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.

Рейтинговая система реализуется на основе модульного построения учебного материала и государственного образовательного стандарта. При формировании рейтинговой системы важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

Оценка по дисциплине определяется по 100-бальной шкале как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре. При этом для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается работа на практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом.

В величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения студента сверх учебного плана. Рейтинговая система позволяет студенту компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных баллов, которые назначаются, например, за участие в научно-исследовательской работе, выступление на конференции, участие во внеаудиторных мероприятиях и т.д.

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за систематическую работу в семестре обеспечением возможности получения семестровой оценки без сдачи экзаменов или зачётов. В то же время итоговый рейтинговый балл, полученный студентом в семестре, - это не приговор. В случае несогласия студента с итоговой оценкой, он имеет право сдавать экзамен в обычном порядке.

Таким образом, возможности рейтинговой системы достаточно велики: существенно снижается количество пропусков занятий, интенсифицируется научно-исследовательская и внеаудиторная работа. Главное, что рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предмета. Мы рассматриваем рейтинговую систему не только как контроль за знаниями, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов.


Библиографическая ссылка

Дзержинская Л.Б., Лущик И.В. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗАХ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 76-77;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=491 (дата обращения: 27.05.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252