Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В ПОСЛОВИЦАХ

Гречановская А.А. 1 Крутых Е.В. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Большой толковый словарь русского языка /Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с. URL.: http://enc-dic.com/kuzhecov/Mentalitet-9929.html (дата обращения: 11.03.2013 г.)
2.Емелькина И. В. Российский менталитет: Сущность, объем понятия и социальная роль. Автореф. д…ра ф.н. – М., 2011.
3.Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПРИОР, 2002. – 560 с.
4. Маслова В.Л. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
5.Снегирев И.М. Обозрение пословиц /Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. /Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 133 - 140.
6 .URL.: http://fplib.ru/literature/proverbs.html (дата обращения: 01.11.2013 г.)

Последние десятилетия ученые различных научных направлений и школ обсуждают ментальность русского народа.

Некоторые исследователи считают, что впервые этот термин употребил Р. Эмерсон (1856) . Другие исследователи полагают, что термин «менталитет» первым ввел основоположник культурно-этнического направления в обществоведении Л. Леви-Брюль, что означало «умственный инструмент».

Ментальность изучали историки А. Бюргьер, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби,  Ж. Э. Лефевр, Р. Мандру, Э. Томпсон М и другие.

Но как психологический термин «менталитет» начал изучаться со второй половины ХХ века [2].

Его рассматривали в своих работах Г.В. Акопов, А. Горячев, И. Дубов, И. Кон, Г. Лебон,  С.Л.Рубинштейн, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие.

Менталитет определяет и направляет поведение человека.

В Большом толковом словаре русского языка «менталитет» определяется следующим образом: «менталите́т  - [нем. мentalität - склад ума] Особое сочетание психических свойств и качеств, определяющее характерные черты умонастроения и мировосприятия человека, социальной группы или отдельного народа. Русский, немецкий, английский менталитет. Армейский менталитет. Менталитет правительства» [1].

И.В. Емелькина так определяет понятие «менталитет». «Менталитет – это сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений устойчивый комплекс основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение.

Менталитет как система элементов духовной жизни индивида или социальной группы, включает способ мышления, мировоззренческие установки, предрасположенность к восприятию, умонастроениям. Этот комплекс предопределяет стереотипы поведения, деятельности, образ жизни общности, индивидов. То есть мы стремимся доказать, что природа менталитета - двуединая, включающая и духовно-психологический, и социальный компоненты» [2, С.11].

Понятие «российский менталитет» трактуется как менталитет российского суперэтноса, исходными опорными основами которого стали восточнославянская цивилизация и православие. Они объединили специфику разнообразных этносов и конфессий в один социум на евразийском пространстве,  сплоченный общим миропониманием, хозяйственными связями, целями, великим духовным смыслом бытия, социально-гражданскими скрепами. То есть наряду с этничностью в его основе лежит также гражданственность, культура, государственно-политические факторы.

Менталитет проявляется в таких свойствах личности русского человека, как «смысложизненность, космизм, духовность, коллективизм/общинность, стремление к свободе и независимости, человечность (отношение к человеку как промыслу Божьему), душевность, добродетельность, державность, устремленность к социальному идеалу» [2, C. 13].

Российский психолог М.И. Еникеев дает такое определение понятия «менталитет»: это «особенности склада ума, умонастроение (националистическое, либеральное, консервативное, прогрессивное, маргинальное и т.д.). Отражает уровень сознания и интеллекта его носителей» [3, С.239].

Менталитет – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий личности или группе. В русской философии, психологии, культурологи, публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов.

Если говорить о национальном менталитете, то под национальным менталитетом понимают «образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления;… исторически сложившуюся, устойчивую специфическую форму проявления и функционирования общественного сознания в жизнедеятельности определенной национальной общности людей» [4, С. 156].

Взгляды людей, их представления, убеждения и знания о психике, обобщающие многовековой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека аккумулируются в житейской психологии. Они представлены в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

Пословица – это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Пословица – самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. В пословице выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оставалось самое ценное, имеющее значение и для последующих эпох.

Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный.

О чем бы ни говорилось в пословицах – это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.

Итак, пословица – это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа [6].

И.М. Снегирев писал: «…нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов всеми ее проявлениями, как в пословицах, в кои облекается его дух, ум и характер» [5, С. 140].

Русский человек - очень интересная, загадочная личность, ведь не зря же говорят о «широкой русской душе».

Одна из характеристик русского человека – это потребность находиться в определенном коллективе, быть причастным к какому-то делу, чувствовать себя членом общества. Прямым олицетворением этих устоев являются такие пословицы, как: «Берись дружно, не будет грузно», «Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь», «В тесноте да не в обиде».

Так же прослеживается трепетное отношение к семье в русской ментальности, которое можно увидеть на примере таких русских пословиц: «В семье и каша гуще», «Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи», «Жена верховодит, так муж по соседям бродит», «Муж – голова, жена – душа». В понимании русского человека, глава семьи – мужик, хозяин дома, занимающийся хозяйством, как самый сильный и ответственный. Русский мужик в своей семье – это пример и объект для подражания. В русских сказках мужиков-крестьян всегда показывали как неустающих тружеников, храбрых воинов и мастеров своего дела. Так, например, «Жена перед мужем всегда выправится», «Курице не быть петухом, а бабе мужиком», « С мужем – нужа, без мужа – того хужа, а вдовой да сиротой – хоть волком вой».

Женщина в народном сознании – это, прежде всего, мать и хранительница домашнего очага. Женщины работали на пашнях в полях меньше мужчин, но в идеализации и сакрализации посредством народного фольклора они не отстают.   Это можно проследить в таких русских пословицах, как: «Где сатана не сможет, туда бабу пошлет. У нас и баба зауряд в рекруты идет», «Баба - не квашня: встала да и пошла». 

Отношение к деньгам у русского человека в большей мере негативное, потому что для нашего, русского человека достаток - это не главное. В первую очередь он заботится о своей душе. Это можно увидеть на примере пословиц: «Деньга лежит, шкура дрожит», «Деньгам счет, а хлебу мера», Денег много – великий грех…», «Деньги – что навоз: то нет, то целый воз», «Через золото слезы льются», «Лишние деньги – лишние хлопоты», Следовательно, гораздо более значимыми вещами в системе ценностей были честь, верность, чувство долга.

Русский человек ценил честь. Например: «Береги платье снова, а честь смолоду», «Дай бог тому честь, кто умеет ее снесть», «Знай честь, коли хочешь хлеб есть», «Не знаешь чести, так палок двести», «Легче в драке, нежели в бесчестье мириться».

Одной из особенностей русского человека является трудолюбие. Труд являлся основным приоритетом в жизни русского народа, особенно крестьянства. Хотя, русский человек может быть очень ленив, что тоже является неоднозначной особенностью русского народа. Примером того могут служить пословицы и поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда нет добра», «Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит», «Хочешь жить ладно – работай исправно», «Лежа на боку, не заработаешь и на понюшку табаку», «Лодырь сам ляжет и коня положит», «Лентяй посреди реки просит напиться».

Особо хочется акцентировать внимание на отношении русского народа к своей вере, а, именно, к православию. Православные ценности отразились в душе русского человека, который и по сей день старается исполнять заповеди божии. Это ознаменовало складывание понятий «трудолюбие» и «добролюбие», т.е. человек, которые трудился, а значит, делал добро – спасал свою душу. Об этом нам доподлинно показывает народное творчество, а именно русские поговорки и пословицы: «Кто перекрестясь работал, тому Божья помощь», «Дело спорится – углам помолись», «С молитвой в устах, с работой в руках», «Всяк про себя, а Господь про всех».

Но русский человек всегда очень любил делать что-либо на «авось». В.О. Ключевский выделил это исторически выработавшиеся знаменитое «авось» – неспособность к размеренному «плановому» труду и, напротив, готовность к мобилизационным моделям жизни с краткосрочным напряжением всех сил и эмоциональным надрывом.

Это можно проследить на примере таких русских пословиц, как: «Авось да небось – такая подпора, хоть брось», «Авоська парень добрый: или выручит, или выучит», «Авось – вся надежда наша».

О русской ментальности так же как и о русских пословицах можно рассуждать бесконечно, ведь русский народ очень терпелив, трудолюбив, всегда весел и добр. Русский человек очень ценит не только семью, но и дружбу, любовь. Безусловно, он гостепреимен. Русская душа очень многогранна!!! Ведь мы Великий Русский Народ!!!!


Библиографическая ссылка

Гречановская А.А., Крутых Е.В. ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В ПОСЛОВИЦАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 37-38;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4928 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674