Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Васильева В.Д.
В соответствии с планом модернизации отечественного образования, обусловленным назревшей необходимостью вхождения российского образования в мировое образовательное пространство, высшие российские профессиональные учебные заведения, в том числе технические, стоят на пороге повсеместного внедрения новых образовательных стандартов двухуровневой подготовки, предусматривающих значительные изменения образовательного процесса в высшей профессиональной школе.

Первое знакомство с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения показывает, сколь велики и достаточно революционны вносимые изменения, касающиеся основных элементов образовательного процесса. Как показывают результаты проведенного нами сравнительного анализа основных разделов действующего и нового ФГОС ВПО по ряду направлений подготовки в техническом вузе бакалавров и магистров, в ФГОС ВПО нового поколения прослеживается четкая ориентация всего содержания образовательного процесса на конечный результат, представленный в виде общекультурных и профессиональных (общепрофессиональных, производственно-техно-логических, организационно-управленческих, научно-исследовательских, проектных) компетенций. Следуя компетентностному подходу, реализованному в новых стандартах, при разработке образовательной программы в каждой дисциплине (модуле, курсе) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом. При этом впервые в отечественной практике законодательно закрепляются обще- и профессионально-культурные требования к будущему специалисту в виде соответствующих компетенций.

В качестве меры трудоемкости образовательной программы впервые вводятся зачетные единицы (кредиты), разработанные на базе Европейской системы накопления и перевода зачетных единиц (ESTS - European Credit Transfer System) и общеевропейского Приложения к дипломам (Diploma Supplement). Применение данного инструмента в новых образовательных программах является необходимым условием формирования в России открытого общеевропейского образовательного пространства.

Что касается содержательной части новых образовательных программ, то при значительном уменьшении доли социогуманитарного блока дисциплин, доля профессиональных дисциплин возрастает. При примерном сохранении соотношений базовых и вариативных частей учебных циклов в образовательной программе предусматриваются дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части учебных циклов.

Подобные значительные изменения целей, задач и содержания образовательного процесса, заложенные в новых образовательных стандартах, требуют интенсификации всего образовательного процесса и особых условий его осуществления, использования как традиционных, так и новых (инновационных) образовательных технологий. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений технологического обеспечения образовательного процесса в рамках требований новых образовательных стандартов.

Первым направлением является технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателей и студентов, связанной с передачей и усвоением содержания образования. Ориентация на формирование у студентов широкого спектра профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) требует апробации и широкого применения не только известных, но и новых (инновационных) технологий обучения, таких как технологии проблемного и развивающего обучения, интенсивного и модульного, игрового и программированного, личностно ориентированного и дистанционного обучения и др. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах по требованию новых стандартов должен составлять не менее 10 % аудиторных занятий. Кроме того, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены и внеаудиторные занятия, например, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов и т.д.

Вторым направлением технологического обеспечения современного образования является опора на новые информационные технологии и возможности глобальной информатизации. Это, прежде всего, связано с техническим оснащением образовательного процесса и передачей определенной части функций педагога техническим средствам, компьютерам, Интернету. Тем самым в значительной мере повышается уровень конструкторско-технического обслуживания и автоматизации труда преподавателей и делается более доступной различная по содержанию и сложности информация для преподавателей и студентов в ходе ее поиска, отбора и использования.

Третье направление технологического обеспечения образовательного процесса связано с внедрением социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, сотворчества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через овладение техникой общения с людьми разного статуса, культуры и менталитета, самопознания и самооценки, самообразования и самосовершенствования со стороны студентов.

Для формирования общекультурных компетенций выпускников при реальном уменьшении доли социогуманитарных дисциплин необходимо сформировать социокультурную среду, создать условия для всестороннего гармоничного развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ и т.д.

Четвертое направление касается контрольно-оценочной составляющей образования. При ориентации на результативность важным звеном технологического обеспечения образовательного процесса выступит наличие таксономии целей и технологий мониторинга и определения качества образовательных результатов. В этом случае технологии используются в качестве процедуры отслеживания получаемых образовательных результатов и определения меры влияния на эти результаты организационных, человеческих, социальных и других факторов учебного заведения (новых учебников, новых педагогических технологий, новой учебной дисциплины, стиля преподавания, личности преподавателя, учебной среды и т.п.) при включении в этот процесс самих студентов.

В процессе развития образовательной практики наблюдается определенная эволюция используемых образовательных технологий, которая тесно связана с самим процессом развития системы образования, ходом социального и научно-технического прогресса, требованиями общества и рынка труда. Существующее разнообразие образовательных технологий обусловлено разным их предназначением в образовательной практике, а также потенциалом или возможностями в решении образовательных задач разного вида. При разработке новых образовательных программ для преподавателей остается весьма широким поле выбора образовательных технологий, позволяющих, в конечном итоге, наилучшим образом реализовать требования новых образовательных стандартов высшего профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Васильева В.Д. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 71-73;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=494 (дата обращения: 21.03.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252