Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КНИГИ А.ИВАНОВА «MESSAGE ЧУСОВАЯ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Ратуева А.В. 1 Михайлова Т.Л. 1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Специальность «социально-культурный сервис и туризм» имманентно предполагает подготовку специалиста, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями, среди которых основное значение принадлежит овладению коммуникативными навыками. Цель данных тезисов – выявить образовательно-информационный потенциал книги Алексея Иванова в формировании коммуникативной личности специалиста в области туризма. Обсуждение книги проходило на семинарских занятиях в курсе «Основы теории коммуникации» по теме «Коммуникативная личность: сущность и содержание».

Понятие «коммуникативная личность» – не четко определенное понятие, ибо включает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов. Для данной специальности это особенно важно, ибо развитая «коммуникативная личность» продает свой продукт, свою услугу намного успешнее, чем личность, не обладающая этими качествами. Человек, умело использующий коды коммуникации, востребован во всех сферах на рынке труда. Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, определяемых степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и, собственно, коммуникативной компетенцией. Последнее связано с умением выбора коммуникативного кода, благодаря которому обеспечивается адекватное восприятие и целенаправленная передача информации в конкретной ситуации. Коммуникативная личность «живет» в каждом из нас; нельзя говорить про того или иного человека, что он не коммуникабельный. Все мы коммуникабельны в большей или в меньшей степени, просто кто-то своей «общительностью» зарабатывает на хлеб, как предстоит это делать нам, будущим специалистам. Согласно В.П. Конецкой, коммуникативная личность включает три параметра: а) мотивационный; б) когнитивный; в) функциональный. Логично остановится на когнитивном параметре, ибо он является связующим параметром, определяющим успех коммуникации.

Когнитивный параметр ответственен за формирование в процессе познавательного опыта индивида его внутреннего мира. Ключевое слово здесь – познавательный опыт индивида. У каждого человека свой неповторимый, индивидуальный познавательный опыт, определяющий развитость когнитивного параметра, в частности; в целом коммуникативной личности. Чем солиднее познавательный опыт человека, находящийся в прямой связи с прочитанными книгами, тем продуктивнее он применяет знание коммуникативных кодов, обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и соответственно воздействие на партнера в зависимости от коммуникативной установки. Рассмотрим это с точки зрения профессии специалиста социально-культурного сервиса и туризма. Познавательный опыт для представителя этой профессии заключается в следующем: непосредственное посещение туристической зоны, фиксирование мнений туристов о том или ином курорте. Чтение художественной литературы, подобной «MESSAGE:ЧУСОВАЯ» А. Иванова, расширяет диапазон возможностей, конструируя из совокупного познавательного опыта необходимые навыки специалиста. Трудно определить стиль этого произведения: оно объединяет в себе воедино: и документальные факты, и исторические, и географические описания, даже мифологию. В ней описывается история некогда могучей уральской реки Чусовой, от истока до устья, а ныне репрезентирующей цивилизацию индустриального Урала.

Чтение этой книги, а также аналогичных произведений, учит анализировать факты, необходимые для профессионального становления. Отчасти это объясняется тем, что это книга художественного стиля, а художественный стиль – это стиль, предполагающий свободную интерпретацию. Каждый ее прочтет по-своему, в зависимости от жизненного опыта. В частности, для нас, как будущих специалистов, можно использовать факты, которые в будущем помогут грамотно рекламировать Чусовую, как туристический маршрут. Для кого-то это подробный путеводитель по реке, а для екатеринбуржца или пермяка – это историческая книга об истории их городов. Читая подобные книги, специалист сервиса и туризма, неизменно приобретает познавательный опыт, необходимый для будущей деятельности. Река Чусовая – прекрасное место для любителей промышленного туризма, так как на ее берегах много заброшенных промышленных мест, которые можно использовать для этих целей. Есть прекрасная туристическая зона и для спелеологов: пещеры там хоть и не очень глубокие, но достаточно интересные, в том числе и с исторической точки зрения. У нас в России много прекрасных мест для отдыха и туризма, но люди этого не ценят. Мы, специалисты сервиса и туризма, призваны открывать эти места, работая на развитие внутреннего туризма; а такие книги, как «MESSAGE:ЧУСОВАЯ» А. Иванова, помогают нам в этом.


Библиографическая ссылка

Ратуева А.В., Михайлова Т.Л. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КНИГИ А.ИВАНОВА «MESSAGE ЧУСОВАЯ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 153-154;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5052 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674