Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ИЗРАЗЦОВ. ОБЖИГ ИЗРАЗЦОВ

Батуева М.С. 1 Макарова Н.Р. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ»

Искусство изготовления изразцов – одно из угасающих традиционных русских ремесел. Один из этапов в изготовлении изразца – это обжиг. Перед обжигом изразцу необходимо хорошо высохнуть. Процесс сушки требует особого внимания: чтобы избежать деформации и трещин, изразцы располагают в специальной сушилке, на ровной поверхности, в слегка увлажненной атмосфере, которая способствует равномерному высыханию. Это самый долгий этап в изготовлении изразцов: он длится около 2-х недель. При контакте с огнем глиняное изделие приобретает новую жизнь. Вода уступает место огню, который делает глину твердой, как камень. После обжига изразцы становятся еще более твердыми, а главное - приобретают прочность и долговечность. Здесь важно внимательно следить за температурой: чтобы при испарении воды не образовывались перекосы и трещины, необходимо установить температуру таким образом, чтобы в начале обжига она возрастала медленно. Опытные керамисты умеют определять температуру внутри печи по цвету изделий: на высокой температуре около 950-1050 градусов глиняная масса приобретает интенсивное белое или желтое свечение. К изразцам предъявляются следующие требования:- они должны быть однородно обожжены без спекания; - в изломе  не должно быть трещин и пустот; при постукивании стальным молотком звук должен быть чистый, без дребезжания; - лицевая глазурованная поверхность изразцов должна быть гладкой, прямоугольной, без выступов, впадин, искривлений и косины; - глазурь должна равномерно покрывать лицевую сторону изразца и быть сплавлена с черепком настолько прочно, чтобы не отслаивалась от него при механических воздействиях; - цвет глазури должен быть однородным. Для определения качества изразца рекомендуется быстро окунуть его в горячую (90—95°) воду. На хорошем изразце при этом не будет трещин и отслоений глазури.Обожженные печные изразцы иногда разрисовывают красками и позолотой и еще раз обжигают в муфелях. В результате первого обжига получается утильный изразец, недекорированный и непокрытый глазурью. Мастер-резчик обрабатывает края и проверяет качество утильных изразцов: каждый изразец проходит через его руки. Дальше наступает этап декорирования изразцов. После этого изразец необходимо обжечь будет еще несколько раз.


Библиографическая ссылка

Батуева М.С., Макарова Н.Р. ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ИЗРАЗЦОВ. ОБЖИГ ИЗРАЗЦОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 52-52;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5151 (дата обращения: 30.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074