Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Кузнецова М.П. 1 Фролова М.Е. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
1. А. Далоев. Студенческое самоуправление как площадка для развития будущих лидеров [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа [http://www.proza.ru/2012/06/21/962] (Дата обращения: 05.12.2013).
2. Л. В. Климович, П. Л. Офицеров. Роль студенческого самоуправления в системе высшего образования. – 2011.
3. А.А. Румянцева. Студенческое самоуправление [Электронный ресурс] 2012 – М. [http://ck-30.ru/dwld/Studetscheskoe_samoupravlenie._ Metodicheskie _rekomendatsii _v_pomosch_studencheskomu_aktivu.pdf] (Дата обращения: 10.12.2013).
4. Е.Л. Сырцова. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов [Электронный ресурс]. – 2007. Режим доступа [http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2478] (Дата обращения: 08.12.2013).
5. М.Е. Фролова. Формирование общекультурных компетенций студентов вуза в деятельности органов самоуправления / Фролова М.Е., Шамшина Е.В., Яшина А.С. / : материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Успехи современного естествознания [Электронный ресурс]. – 2013. – № 10. С. 136-138. – Режим доступа [http://elibrary.ru/item.asp?id=20161703] (Дата обращения 14.12.2013)
6. М.Е. Фролова, М.А. Чистякова. Использование инновационных педагогических технологий в системе воспитательной работы педагогического университета. Проектирование в педагогической деятельности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году Учителя и 70-летию кафедры общей педагогики ШГПУ (г Шуя, 10 декабря 2010 года). В 2-х т. Т.2. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 185 с.
7. М.Е. Фролова. Формирование гражданской активности будущих учителей в системе воспитательной работы педагогического университета. – диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Шуя [Электронный ресурс]. – 2005. Режим доступа [http://elibrary.ru/item.asp?id=16055778] (Дата обращения 12.12.2013)

Студенческое самоуправление – это специфический воспитательный механизм, основанный на свободе волеизъявления и осознанном желании молодежи работать над самосовершенствованием. Работая в организованном студенческом коллективе, молодой человек учится быть самостоятельным, принимать решения. Такая практика деятельности создает условия для вступления студентов во взрослую жизнь [1].

Под системой студенческого самоуправления в вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам [4, С. 77].

Идея студенческого самоуправления вуза представляет собой попытку объединения интересов личности с интересами университета в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе [2].

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются такие основные функциональные предназначения, как:

  1. Студенческое самоуправление, как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
  2. Студенческое самоуправление, как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.
  3. Студенческое самоуправление, как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях.

Основными целями деятельности студенческого самоуправления являются:

  • защита и представление прав и интересов студентов;
  • содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;
  • привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам;
  • создание условий для развития чувства социальной ответственности молодежи, участие в решении актуальных проблем Российского общества;
  • сохранение и развитие демократических традиций студенчества;
  • содействие органам управления в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процесса, а также досуга и быта студентов [3].

В Шуйском филиале Ивановского государственного университета студенческое самоуправление имеет давние традиции. Оно представлено разнообразными студенческими сообществами, интегрированными в мобильный отряд студентов МОСТ.

Студенческая наука активно развивается при участии совета молодых ученых, студенческих научных лабораторий и научных обществ. Организацией содержательного досуга студентов, проведением праздников, фестивалей, творческих конкурсов занимается клуб активных студентов КлАС, который объединяет такие творческие студии как студия эстрадного вокала, клуб интеллектуалов, театр мод «Театр образа», команды КВН, агитбригада, студия звукорежиссерского мастерства, поэтический театр, студенческий театр эстрадных миниатюр и хореографическая студия «Росы». Пропаганда здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой – всегда в центре внимания студенческого спортивного клуба «Олимп», под эгидой которого проходят все спортивные состязания, старты, соревнования. Клуб инвалидов «Пингвин», объединяющий студентов направления «Адаптивная физическая культура», в сотрудничестве с городским обществом инвалидов, осваивает новые виды спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая деятельность отрядов «ВЕГОС» и «РАДОС» сосредоточена на работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающих в школах-интернатах, а также с молодежью в клубах по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях. Ни одна волонтерская акция в городе и области не проходит без участия ребят из отряда «Данко», отдающих свое горячее сердце людям от мала до велика. В студенческом самоуправлении филиала есть и собственное информбюро, включающее в себя студенческое телевидение Актив-ТВ и интерактивную студенческую газету – «Твоя газета». Эти и другие студенческие объединения филиала постоянно в диалоге с администрацией вуза решают важнейшие вопросы студенческой жизни, что позитивно сказывается на развитии общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов, способствует развитию коммуникативных, организационных способностей, умения работать в команде [5].

Очень важно вовлечь студентов в активную жизнедеятельность с самых первых дней пребывания в вузе. Это должно способствовать их скорейшей адаптации к новым условиям обучения и проживания (если речь идет о студентах, проживающих в общежитии).

С целью изучения мнения первокурсников о роли студенческого самоуправления в жизни студента, нами было проведено анкетирование студенческого актива 1 курса. В опросе приняли участие 45 человек (18 юношей и 27 девушек).

Несмотря на то, что респонденты лишь три месяца являются студентами высшего учебного заведения, большинство из них (90%) информированы о деятельности органов студенческого самоуправления (Диаграмма 1).

kuz1.wmf

Диаграмма 1. Знаете ли Вы, о существовании в Вашем ВУЗе студенческого самоуправления?

Студенты полагают, что в вузах востребована деятельность органов студенческого самоуправления. (Диаграмма 2).

kuz2.wmf

Диаграмма 2. Нужна ли, по Вашему мнению, в вузах деятельность органов студенческого самоуправления?

Интерес представили ответы на вопрос: «Зачем, по Вашему мнению, нужно студенческое самоуправление студентам?», 40% опрошенных указало, что студенческое самоуправление необходимо для объединения студентов вуза в единую общность, по 23% - для участия в управлении вузом и проведения досуговых и внеучебных мероприятий, 13% - для совершенствования учебного процесса и 1% - для решения бытовых и социальных проблем (Диаграмма 3).

kuz3.wmf

Диаграмма 3. Зачем, по Вашему мнению, нужно студенческое самоуправление студентам?

Весь актив первокурсников (100%) изъявили желание участвовать в общественной жизни своего вуза (Диаграмма 4).

kuz4.wmf

Диаграмма 4. Есть ли у Вас желание участвовать в общественной жизни своего вуза?

Распределение ответов на вопрос: «К каким формам общественной работы Вы отдаете предпочтение?» показал, что студенческое самоуправление занимает лидирующую позицию в предпочтениях первокурсников (69%). Более 23% активистов осознают актуальность и востребованность экологического движения. Менее 5% хотели бы участвовать в работе педагогических отрядов, что предъявляет особые требования к профориентационной работе с абитуриентами и заставляет обратить особое внимание на повышение мотивации студентов педагогического вуза к педагогической деятельности. Студенты провинциального вуза далеки от политики, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 0,5% отдали свой голос за участие в политических акциях (Диаграмма 5).

kuz5.wmf

Диаграмма 5. К каким формам общественной работы Вы отдаете предпочтение?

Студенты первого курса считают, что в процессе участия в студенческом самоуправлении развиваются такие качества личности как исполнительность (24%), мобильность (22%), способность работать в команде (19%), креативность (17%), дисциплинированность (16%), аналитическое мышление - 1,3%, лидерские качества - 0,6% и стрессоустойчивость - 0,1% (Диаграмма 6).

kuz6.wmf

Диаграмма 6. Какие качества личности, по Вашему мнению, развиваются в процессе участия в студенческом самоуправлении (СС)?

Роль студенческого самоуправления в формировании не только социально-значимых качеств личности, но и общекультурных и профессиональных компетенций осознают даже первокурсники. Участие в общественной работе способствует формированию готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (так считают более трети опрошенных - 38%), способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества и работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (отметили по 17% респондентов). Далее места распределились между следующими компетенциями: готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (11%); способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (9%); готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (7%); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (1%). Отсутствие опыта студенческого взаимодействия не позволило юным активистам определить роль таких общекультурных компетенций как способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы и готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (по 0%) (Диаграмма 7).

kuz7.wmf

Диаграмма 7. Формированию каких компетенций способствует участие в СС?

Первокурсники (100%) активно общаются со студентами других вузов

(Диаграмма 8), и это естественно, поскольку общение – это ежедневный атрибут нашей жизни.

kuz10.wmf

Диаграмма 8. Поддерживаете ли Вы общение со студентами других ВУЗов?

А вот со студентами головного вуза - Ивановского государственного университета, знакомы далеко не все (80%). (Диаграмма 9). Однако все единодушны во мнении, что взаимодействие студентов и преподавателей головного вуза и филиала необходимо (100%) (Диаграмма 10,11).

kuz9.wmf

Диаграмма 9. Поддерживаете ли Вы общение со студентами ИвГУ?

kuz10.wmf

Диаграмма 10. Как Вы думаете, нужно ли взаимодействие студентов ИвГУ и филиала?

kuz11.wmf

Диаграмма 11. Как Вы думаете, нужно ли взаимодействие органов самоуправления ИвГУ и филиала?

Выбор форм взаимодействия распределился следующим образом. Популярным ответом стало совместное участие в работе волонтерских (педагогических, строительных) отрядов (36,5%); на втором месте -реализация совместных проектов (29,4%), на третьем - научные конференции (15%) и спортивные соревнования (14,9%). Удивителен тот факт, что общение в социальных сетях как возможная форма взаимодействия первокурсниками практически не рассматривается (4,2%) (Диаграмма 12).

kuz12.wmf

Диаграмма12. Как Вы думаете, в каких формах возможно взаимодействие?

Первокурсники полагают, что наиболее эффективными формами взаимодействия студенческого самоуправления являются интеграция реального и виртуального творчества (48,1%) и очное взаимодействие (45,3%). Отрадно, что молодые люди испытывают потребность в живом общении и сотрудничестве. (Диаграмма 13).

kuz13.wmf

Диаграмма 13. Какая форма взаимодействия СС будет на Ваш взгляд эффективнее?

Однако роль социальных сетей в формировании мировоззрения молодежи нельзя нивелировать. Для студентов по-прежнему остаются востребованными самые популярные ресурсы социальной сети – "В Контакте" (38,8%), "Одноклассники" (32%) . "Твиттер" (11%), электронная почта (9,3%) и Face book (6,5%) актуальны для других категорий пользователей. ISQ (2,4%) практически потеряла свою актуальность (Диаграмма 14).

kuz14.wmf

Диаграмма 14. Какими ресурсами социальной сети вы пользуетесь?

Респонденты готовы использовать интернет-ресурсы для реализации социальных проектов. В сетях молодые люди могут легко провести опрос на животрепещущую тему - 40 %, разместить рекламу, найти единомышленников для реализации новой идеи (25 %), набрать участников для своего проекта - 10 % респондентов. Решение вопроса о финансировании проекта через социальные сети и проведение PR-кампании не пользуется популярностью у молодежи (соответственно 0,7% и 0%) (Диаграмма 15).

kuz15.wmf

Диаграмма 15. Какой социальный проект, вы могли реализовать в социальной сети?

Проведенное исследование показало, что первокурсники осведомлены о деятельности студенческого самоуправления в вузе, его роли в формировании социально-значимых качеств личности и готовы активно в нем участвовать. Задача, которая возлагается на студенческий актив старшекурсников, заключается в поддержании интереса подрастающего поколения к общественной жизни вуза, города, страны и оказание посильной помощи в повышении мотивации, правовой культуры и уверенности в собственных силах.


Библиографическая ссылка

Кузнецова М.П., Фролова М.Е. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАЗАМИ ПЕРВОКУРСНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 117-122;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5522 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674