Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тарасова Е.П. 1 Степанова Н.А. 1
1 Магнитогорский государственный университет
1. Должикова, Р. А., Федосимов Г. М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р. АДолжикова, Г. М. Федосимов // Школьная пресса. 2008 - № 12.
2. Михайленко, Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание.2009. - №5/6. - С. 17-27.
3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1998. С. 84.
4.Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1– М., 2008. С. 58-62.
5.Харитонова Е.В., Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания.- №3.- 2007.

Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, делает его еще более уязвимым и незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

Особенно остро сейчас звучат вопросы реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов педагогов и дошкольного образования. Преемственность - это сложная многоаспектная категория, философская сущность которой состоит в сохранении наиболее прогрессивных элементов прошлого при переходе к новому состоянию исследуемого предмета или явления. В психолого-педагогическом понимании преемственности важно осмысление непрерывности жизненного пути личности, этапности ее развития[1].

Различным аспектам преемственности дошкольного и начального школьного образования посвящены работыЛ.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера,А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой,А.Н. Леонтьева,М.И. Лисиной, и др. В последнее время, данное направление разрабатывается в исследованиях:Л.И. Айдаровой, Н.И. Гуткиной, И.Н. Гончаровой, В.В. Зайко, С.В. Козина, В.Я. Лыковой, Н.В. Нижегородцевой,Л.В. Орловой, Н.А. Пахомовой, Т.А. Плотниковой, С.В. Солдатовой, Л.Н. Уваровой и др.

В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального школьного образования. Все вышеизложенное и обусловливаетактуальность проблемы.

В связи с этим, особую значимость для нашей работы имеют исследования, посвященные профессионально-педагогической подготовке педагога: О.А. Абдуллиной, Г.Г. Гранатова, И.И. Казимирской, Н.В. Кузьминой, А.Н. Сергеева, В.А. Сластенина и др., исследования, раскрывающие сущность профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов: Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, и др.

Анализ вышеперечисленных исследований, объективных условий массовой практики дошкольного воспитания позволил нам выделить ряд противоречий в рамках формировании коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования:

  • между объективной необходимостью формирования коммуникативной компетентности и сложившейся системой подготовки в непрерывном образовании, недостаточной для продуктивного общения в профессиональной сфере;
  • возрастающими требованиями к уровню общения педагогов на ступенях дошкольного и начального общего образованияи недостаточной разработанностью теории и практики в формировании коммуникативной компетентности в подготовке будущих специалистов.
  • В педагогике «компетентность»рассматривают как интегральное качество личности – это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компетентность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.

По определениюА.В. Хуторского, компетенции– это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности.Другими словами, оценить компетентность человека можно лишь по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность.

В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

  • познавательная;
  • интеллектуальная;
  • информационная;
  • технологическая;
  • культурологическая;
  • психологическая;
  • психолого-педагогическая;
  • профессиональная;
  • социально-психологическая;
  • общекультурная;
  • коммуникативная[5].

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [3].

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон [4].

В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

  • когнитивный;
  • ценностно-смысловой;
  • личностный;
  • эмоциональный;
  • поведенческий.

Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольникаи младшего школьника [3].

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл.

Личностный компонент образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.

Формирование коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования будет эффективным, если определена сущность содержательных компонентов коммуникативной компетентности и реализуется комплекс организационно-педагогических условий, включающий в себя:

  1. Моделирование коммуникативной среды в дошкольном и начальном общем образовании, обеспечивающей постоянное обогащение и расширение коммуникативных ресурсов педагогов.
  2. Содействие педагогам в формировании профессионального самосознания, обусловливающего устойчивую мотивацию к установлению и поддержанию социальных контактов с любыми реальными и потенциальными партнерами взаимоотношений.
  3. Разработка и реализация технологий, способствующих овладению педагогами разнообразными психолого-педагогическими стилями и техниками общения.

Для развития коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования целесообразно использовать следующие формы работы:

  • совместные педагогические советы (дошкольное образование и начальная школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов дошкольного образования и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • взаимодействие педагогов, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности и открытых уроков;
  • педагогические и психологические наблюдения и другое.

Таким образом, системное использование многообразия форм методической работы должно обеспечить повышение компетентности педагогов в вопросах организации процесса преемственности между дошкольным и школьным образованием. Процесс преемственности предполагает согласованность технологий, форм и методов организации образовательного процесса в детском саду и начальной школе.


Библиографическая ссылка

Тарасова Е.П., Степанова Н.А. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В АСПЕКТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 41-43;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5545 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674