Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Абсатарова Э.Н. 1 Дижонова Л.Б. 1 Хаирова Т.Н. 1 Слепова Л.Н. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1.Дижонова Л.Б Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н., Татарников М.К. Адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе средствами физической культуры.// М.: Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010, № 9, с.127-128.
2. Слепова, Л. Н. Личностно-центрированная модель образования в физическом воспитании / Л. Н. Слепова, Л. Б. Дижонова, Т. Н. Хаирова, С. П. Липовцев // Известия ВолгГТУ : межвуз. сб. науч. ст. № 10(58) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – (Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе» ; вып. 6). – С. 155–157.
3. Слепова, Л. Н. Пространство физического воспитания в вузе, ориентированное на развитие личности студента / Л. Н. Слепова, Л. Б. Дижонова., Т. Н. Хаирова., М. К. Татарников, С. П. Липовцев // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 4 – С. 96–97.

Актуальность проблемы нравственного воспитания среди молодежи обусловлена тем, что у части выпускников средних школ, пришедших для дальнейшего обучения в ВУЗ, оказываются слабо сформированными такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм. Период обучения в вузе – важнейший период в жизни студентов. именно в вузе закладываются те качества специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности, и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности [1]. Среди проблем, которые волнуют практически всех, на первый план выступает круг вопросов, связанных с безнравственностью. Существует противоречие между требованиями общества к формированию нравственности у молодежи и недостаточной разработанностью решения этого вопроса. Мощным потенциалом в формировании морально-волевых качеств подростков и гармонично развитой личности в целом выступает физическая культура и спорт. Физическая культура, как учебный предмет, имеет сложное строение. Она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств, психологической устойчивости нервно-эмоциональной, умственной сферы студентов[2].

В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблемы формирования нравственных качеств личности учащихся и влияния преподавателя физической культуры на их мировоззрение. На современном этапе гуманистические начала нравственного воспитания утрачивают свои ведущие позиции в обществе, поэтому преподавателю в работе со студентами необходимо учитывать потребности и способности занимающихся, мотивы поведения, их интересы, волю и характер. Специфическим средством развития личности в практике физического воспитания студентов выступает особого рода педагогическая среда, в которой обучающийся получает возможность приобрести «опыт быть личностью» (принимать самостоятельно решения, осуществлять рефлексию собственных действий, проявлять позицию, помогать товарищам, чувствовать себя частью «команды», включать механизмы волевой саморегуляции и пр.). Кроме того, личностная ориентация учебного предмета «физическая культура» предполагает воспитание у студентов культуры здоровья, ценностного отношения к здоровому образу жизни, содействие их телесному и духовному саморазвитию [3]. Своеобразие нравственного аспекта физического воспитания заключается в неразрывном единстве проявления моральных и волевых качеств личности. Спортивная деятельность доставляет эмоциональное удовлетворение от победы над собой, от достижения высоких спортивных результатов. Радость борьбы и победы усиливается, если это чувство преломляется сквозь призму интересов коллектива, команды. Кроме того, решая задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение тем средствам физического воспитания, которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки, воспитывают активную жизненную позицию личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств. Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом и органически входит в педагогическую систему современной школы. Образование и воспитание молодого поколения является важнейшим условием воспроизводства материальной и духовной жизни, обеспечивающим преемственность процесса развития. Перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении должны предусматривать изучение работы учебных заведений, направленных на воспитание морального поведения молодежи и внедрения новейших средств, методов физической культуры с целью воспитания всесторонне развитых личностей. Телесное, психическое и духовное, взятые по отдельности или попарно, не могут отразить целостного понимания мироздания.


Библиографическая ссылка

Абсатарова Э.Н., Дижонова Л.Б., Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 92-92;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5596 (дата обращения: 09.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074