Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО И ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Карманова Ж.А. 1 Маженова Р.Б. 1 Манашова Г.Н. 1
1 РГП «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова Министерства образования и науки Казахстана»
В статье рассматриваются вопросы девиантного и виктимного поведения подростков как социально-педагогической проблемы. Проблема профилактики девиантности и виктимности является одной из актуальных на современном этапе развития общества. Рассмотрены системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений. Авторами дается психолого-педагогический анализ на предмет различных комплексов мероприятий, направленных на предупреждение девиантного и виктимного поведения подростков.
девиантное и виктимное поведение
психотерапия
профилактика
профилактические мероприятия
1. Конституция Республики Казахстан: принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями 21.05.2007г. – Астана, 2007. – 40 с.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
3. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. - М.: Медицина, 2006. - 235 с.
4. Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. – 2000. - № 4. - C. 83-90.
5. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. – С. 35-39.
6. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
7. Пашков Д.В. Избранные труды по психологии личности - СПб.: Алтейя, 2009. – 286 с.
8. Клиническая психология: учеб. для вузов и фак. клинической психологии / под ред. Б.Д. Карвасарского.- 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. – 367 с.

Введение

Казахстан – республика, в нормативной базе которой прослеживается тенденция, а именно реальная забота государства о ее настоящем и будущем. Одним из принципов государственной политики, исходя из закона «Об образовании», должны являться гуманистический и развивающий характер образования [1]. Реализация этого принципа невозможна без осуществления индивидуального подхода к учащимся, имеющим проблемы девиантного или виктимного характера.

Проблема девиантного, виктимного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные и виктимные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы их проявлений растут по многим показателям. Учитывая вышеизложенное, решение данных проблем определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации общества, решения задач формирования здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью девиантологической и виктимологической профилактики и коррекции.

Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании причин девиантного и виктимного поведения как социально-педагогической проблемы и предупреждение проявлений девиантно-виктимного поведения подростков.

Материал и методы исследования

В качестве методов исследования послужили теоретический и методологический анализ социально-культурологической, психолого-педагогической научной литературы по исследуемой проблеме, анализ школьной документации; педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы, методы математической статистики и другие методы, соответствующие характеру исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Под профилактикой девиантного поведения принято понимать комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение [2].

Такие авторы, как С.Я. Улицкий и др. все профилактические мероприятия условно подразделяют на общие и специальные. К общим относятся политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее, имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров (1986) выделяют следующие основные направления профилактики пьянства и алкоголизма: психо-гигиеническое, педагогическое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правовое и экономическое [3].

Следует также отметить, что системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, имеют свои особенности (В.А. Пискарев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев), суицидов (А.Г. Амбрумова), сексуальные девиации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и т.д. Однако для всех предлагаемых систематик характерны схематизм и условность.

Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер [4].

Предупреждение девиантных форм поведения должно проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

Формирование социального позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых с позиции профилактики девиантного поведения имеют нравственно-правовое, противоалкогольное и половое воспитание [5].

Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а, следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.

В частности, разработаны специальные карты повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н.Б. Конанчук, А.Г. Амбрумова).

Некоторые авторы (Э.А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.

Некоторые авторы не без оснований считают, что индивидуальное прогнозирование девиантного поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей (признаков) его мотивации. Авторы выделяют три основных группы таких признаков: внешние условия мотивации (обстоятельства жизни, воспитания, деятельности, досуга и т.д.); внутренние условия мотивации (индивидуальные особенности личности); типичные мотивации субъекта (мотивации, обусловливающие взаимодействия личности и среды).

А.Е. Личко, исследуя психологические аспекты проблемы, выделяют следующие признаки высокого риска нарушений поведения у подростков: высокие показатели психологической склонности к деликвентному и алкоголизации; акцентуации характера неустойчивого типа; высокие показатели эмоциональной лабильности, эпилептоидности, истероидности; резко выраженные реакции эмансипации или диссимуляции личностных отношений; крайне низкую конформность [6].

Из подростков с повышенным риском к той или иной форме девиантного поведения (пьянство, правонарушения, суициды, сексуальные девиации) формируются так называемые группы профилактического учета. Эти группы нельзя считать девиантными, но с ними, как и с любой другой «группой риска», должна быть усилена профилактическая работа.

Психологическая коррекция выявленного девиантного поведения является частью более широкой системы психолого-педагогических мероприятий. Наибольшее распространение получил психотерапевтический метод коррекции поведения подростков.

Психотерапия – система воздействия на психику, а через психику – на поведение подростка. С целью коррекции поведения чаще других применяют такие методы психотерапии, как убеждение (рациональная психотерапия), семейная психотерапия и групповая психотерапия.

Д.В. Пашков (1979) основной смысл рациональной психотерапии видит в «планомерном» обучении подростка законам логики и демонстрация в процессе обучения логических ошибок, способствующих его дезадаптации в среде [7].

По мнению И.С. Павлова, при проведении рациональной психотерапии психолог совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы: каким подросток считает себя; каким он хочет быть в оценке окружающего; каким его считают другие; каков он на самом деле; какой ущерб приносит ему его неправильное поведение (пьянство и пр.).

Семейная психотерапия – один из важных элементов психологической коррекции поведения подростка. Она направлена на изменение межличностных отношений в семье, а так же на привитие подростку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

Разработке личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в групповой ее форме способствовали работы В.Н. Мясищева, А.Л. Гройсмана, С.С. Либиха, В.М. Шкловского, А.С. Слуцкого.

По определению Б.Д. Карварсарвского (1985) этот метод психотерапии «предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками… в профилактических целях – как для того, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить самого себя, так и для создания в группе эффективной системы образной связи» [8].

Важнейшее психическое новообразование подросткового возраста – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которое подросток фактически еще не достиг. Повышенная виктимность подростка обусловлена тем, что подросток действует исходя из чувства взрослого, но не способен предвосхитить, и справится с последствиями взрослого поведения. В данной ситуации на первый план выходят проблемы социально-педагогической профилактики виктимности.

На социально-педагогическом уровне, система виктимологической профилактики представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически - значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также деятельность по помощи и поддержке лиц, ставших жертвами неблагоприятных обстоятельств (кризисные центры или специализированные отделения для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под той или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).

Таким образом, система виктимологической профилактики должна представлять собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.

Заключение

В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное и виктимное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Важность проблемы девиантного и виктимного поведения подростков обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников, имеющих отклонения в поведении и становящихся жертвами преступлений. Поэтому вопрос о предупреждении девиантно-виктимного поведения подростков – одно из ведущих направлений работы образовательных организаций.


Библиографическая ссылка

Карманова Ж.А., Маженова Р.Б., Манашова Г.Н. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО И ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 63-65;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5627 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674