Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Цаллагова Л.В. 1 Майсурадзе Л.В. 1 Попова Л.С. 1
1 Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Целью преобразований высшей школы является приведение системы высшего образования в соответствии с изменившимися условиями развития экономики и общества. Поиск высшими учебными заведениями путей решения проблемы современного образования ведется как по линии оптимизации и интенсификации преподавания учебных дисциплин, так и по линии разработки гибких систем обучения, призванных обеспечить качественно новый уровень профессиональной подготовки выпускников вузов. Приоритетный национальный проект «Образование» направлен на обустройство перехода вузов к инновационной модели преподавания. А значит, особенно становится актуальной и важной работа по формированию нового взгляда на организацию процесса освоения предметного знания. Нами представлены основные формы инновационных технологий, применяемых в обучении студентов на кафедрах хирургического профиля нашей Академии.

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Существует множество форм интерактивных лекций (лекция- беседа, лекция- дискуссия, лекция- визуализация, проблемная лекция, лекция вдвоем).

Чаще всего лекции проходят в виде лекции-визуализации. На ней материал излагается с демонстрацией большого количества иллюстраций, таблиц, мультипликационного и видео-материалов. Используются такие формы наглядности, такие визуальные материалы, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают ее носителями. Главным преимуществом данного типа лекции является обеспечение успешного восприятия и запоминания учебного материала. В такой лекции очень важны определенная логика наглядных средств, ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, эстетический вкус (цвет, графический дизайн).

Отдельные фрагменты лекций проводятся в виде лекции-беседы. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Лекция-беседа или «диалог с аудиторией» является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активно­го вовлечения студентов в учебный процесс.

При освещении в лекционном курсе клинических вопросов нами практикуются проблемные лекции. Это способ активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. На обсуждение преподаватель конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Изложение ее коротко, но содержит достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Преподаватель активизирует аудиторию в обсуждении, посредством отдельных вопросов, «сталкивает» между собой различные мнения и тем самым развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции. Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «со - мышления» с лектором и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач.

Лекция вдвоем- представляет собой одновременную работу двух преподавателей, организующих между собой живой диалог на заданную тему. Она близка к интеллектуальной игре. Во время такой лекции студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, процедуре совместного принятия решения.

Лекция - конференция – использования такой формы лекции предпочтительнее в начале изучения дисциплины для выявления интересов и образовательных потребностей студентов и в конце изучения дисциплины для закрепления материала, подведения итогов и уточнения перспектив дальнейшей работы. В первой части читается лекция, которая носит инструктивный характер, т. е. представляет собой методическое руководство к практическому использованию, обзор передового опыта, просмотр видеофильмов. Вторая часть лекции проводится в форме ответов преподавателя на вопросы обучающихся. Вопросы отражают интересы и уровень знаний студентов. В конце лекции лектор проводит анализ вопросов и ответов.

Другим вариантом является программированная лекция-консультация. Сущность ее заключается в том, что преподаватель сам предлагает учащимся вопросы, а затем проводится анализ и обсуждение неправильных ответов.

Введение современных инноваций в лекционный материал предполагает демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет в качестве участия на лекции -выступлении ведущих специалистов- по актуальным вопросам медицины. Именно технологический базис новых информативных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии, или дистанционное обучение. Однако такое нововведение требует качественного технического оснащения, в частности аудио-системы для воспроизведения текстового материала.

Другим интересным аспектом инновационных технологий на лекциях видится демонстрация интересных тематических больных. Это позволяет нашим лекторам наглядно продемонстрировать больного с конкретной патологией, что способствует большему закреплению прочитанного материала.

Инновационные технологии подразумевают включение в учебный процесс при проведении практических занятий следующих обучающих форм: деловая игра, блиц-игра, дискуссия, портфолио, составление ментальных карт, работа с особо одаренными студентами, отрабатывание практических навыков на муляжах.

Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерного для данной специальности в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятыми играющими на предыдущих этапах. Деловые игры бывают исследовательскими, производственными и учебными.

Исследовательские игры служат для проверки гипотез, накопления статистических данных, поиска новых форм организаций. Производственные игры применяются для совершенствования, отработки и корректировки организационных, управленческих и других процессов. Учебные игры используются для подготовки и тренировки будущих специалистов, формирования узких знаний и развития умений и навыков. Главной целью и смыслом клинических учебных игр является моделирование умственной профессиональной врачебной деятельности. Одной из основных технологий является метод погружения студента в реальную клиническую ситуацию, с формированием полипозиционного клинического мышления, освоением норм этики и деонтологии.

Деловая игра может быть построена по принципу «врач - больной», по типу «консилиум» и «палатный врач». Первый тип «врач – больной» - основная форма клинической игры, направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма наиболее проста, методически чрезвычайно широка и мобильна. Игра «консилиум» отличается тем, что кроме лечащего врача в игре участвуют консультанты.

Отличие игры «палатный врач» в том, что палатный врач ведет несколько больных, каждый из которых находится на разных стадиях обследования и лечения. Игра ролей – метод обучения, позволяющей студенту адекватно реагировать на незнакомые и сложные ситуации, т.е. как бы их прорепетировать, ««прожить».

Деловые игры бывают односторонними, когда все играющие стремятся к достижению одной цели; двусторонними, когда все противостоящие стороны пытаются разрешить ситуацию в свою пользу; многосторонними, когда приходится организовывать сложные взаимодействия и игроков с конкурирующими интересами. Ситуации, закладываемые в основу каждой игры должны быть актуальными, реальными, типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций.

Методика подготовки и проведения деловых клинических игр состоит из следующих этапов:

1. Выбор курса и темы.

2. Определение целей игры.

3. Составление сценарного плана (выбор ситуации, определение набора ролей, места действия, подготовка реальной медицинской документации).

4. Повторение базисных разделов из предшествующих и параллельно изучаемых дисциплин.

На кафедрах широко применяется работа в парах переменного состава и работа в малых группах сотрудничества. Эта инновационная технология применяется на многих практических занятиях. Особенно актуально ее применение при изучении методик обследования больных.

Таким образом, конечной целью деловой игры должно стать научить студентов умению проводить дифференцированную диагностику кратчайшим путем, назначать оптимальную тактику лечения простыми и доступными методами, а также уметь формировать психологический климат общения с больными и коллегами по работе.

Блиц - игра-форма интерактивного обучения: разыгрывание конкретных ситуаций, мозговой штурм, деловые блиц - игры. Характеризуется «мгновенностью проведения» и получения результата, динамичностью возникновения и разрешения ситуации, возможность включения в традиционное занятие.

В течение многих лет на кафедрах хирургического профиля используется метод портфолио. Портфолио - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Цель применения портфолио - научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации. Портфолио - это своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения студента, которые показывают реальный уровень его подготовки и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности. По времени создания портфолио можно разделить на типы: недельные, семестровые, курсовые. Преподавателем дается оценка портфолио по пятибалльной или десятибалльной системе.

Студенты разрабатывают и представляют мультимедийные презентации по темам рабочей программы. Лучшие презентации используются в дальнейшем в образовательном процессе.

Интересной инновационной технологией для практических занятий на кафедре офтальмологии является составление офтальмологического паспорта студента. При этом каждый обучающийся обследует своего товарища, проводя комплекс доступных для обследования мероприятий. При этом практически проводится массовая офтальмологическая диспансеризация студентов.

Дискуссия – как метод интерактивного обучения, который призван научить студентов отстаивать свое мнение и слушать других. Дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, обеспечивает сознательное усвоение учебного материала. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах- дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. В ходе дискуссии у студентов вырабатывается умение правильно, логично изложить свои мысли, пользоваться приемами доказательств, встать на точку зрения другого собеседника и соблюдать культуру в ходе дискуссии.

Современной формой контроля за усвоением материала на кафедре акушерства и гинекологии является составление студентами старших курсов ментальных карт по различной тематике. При этом студенты учатся логически составлять структуру данного заболевания, включающую этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилактики.

С особо одаренными студентами («группа резерва») практические занятия проводятся заведующими и доцентами кафедр по специальной расширенной программе с использованием дополнительной литературы, мультимедийных источников информаций и тестов повышенной сложности. Кроме того, они активно привлекаются к работе в студенческом научном кружке, выполнению научно-исследовательской работы.

Таким образом, использование и совершенствование инновационных средств и методов обучения на кафедрах хирургического профиля призвано в значительной степени повысить качества обучения студентов медицинской Академии.


Библиографическая ссылка

Цаллагова Л.В., Майсурадзе Л.В., Попова Л.С. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 141-144;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5649 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674