Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГИПОКОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ

Багнетова Е.А. 2 Корчин В.И. 1 Кавеева И.А. 2
1 ГБОУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия»
2 Сургутский государственный педагогический университет
В статье представлены результаты исследования рационов питания учащихся старших классов, проживающих в гипокомфортном северном регионе (ХМАО – Югра). Полученные результаты выявили не только несоответствие особенностей питания школьников понятию рационального, но и явные факторы риска здоровью, обусловленные пищевым поведением. В ответственный период онтогенеза обследованных, в условиях климатогеографического и антропогенного прессинга, старшеклассники недополучают с пищей необходимую долю витаминов, макро- и микроэлементов и других питательных веществ. Выявленные нездоровые привычки школьников в значительной степени обусловлены низким уровнем культуры питания в семьях и могут приводить к снижению защитного потенциала организма.
рациональное питание
учащиеся
региональные факторы риска
культура питания
1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: РУДН, 2006. – 284 с.
2. Алиментарно-зависимые заболевание и их профилактика: сайт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве». – URL: http: // www.mossanexpert.ru/.
3. Багнетова Е.А. Стиль и качество жизни учащихся ХМАО-Югры / Е.А. Багнетова. – Сургут: Дефис, 2013. – 178 с.
4. Батурин А.К. Результаты изучения потребления кальция с пищей детьми в Российской Федерации / А.К. Батурин, Н.А. Оглоблин, Л.Ю. Волкова // Вопросы детской диетологии, 2006. – Т. 4. №5. – С. 12-16.
5. Зуевский В.П. Экология человека / А.Г. Гиновкер, В.С. Павловская. – Томск: РАСКО, 2002. – 140 с.
6. Кирилюк Л.И. Качество питьевой воды Тюменского Севера как экологический фактор / Л.И. Кирилюк // Материалы окружного совещания «День главного врача». – Надым, 2003. – С. 133 – 138.
7. Кучма В.Р., Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах / В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт, Ж.Ю. Горелова // Здоровье населения и среда обитания. – 2008. – №7. – С.5-9.
8. Онищенко Г.Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях // Вопросы питания. – 2009. – № 1. – С. 16-21.

В настоящее время проблема сохранения здоровья детей и подростков является не только одним из приоритетных направлений здравоохранения, но и справедливо рассматривается как способ обеспечения благополучия страны в будущем. Одним из ведущих факторов, определяющих здоровье детского населения, является рациональное питание, предполагающее полное удовлетворение потребностей растущего организма в макро - и микронутриентах. Полноценное питание обеспечивает нормальное развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению умственной и физической работоспособности, создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде [1, 2]. И в то время как для «бедных» стран главной проблемой до сих пор остается недоедание, для индустриально развитых стран, включая Россию, не менее существенной проблемой является качество питания.

В завершающий период школьного обучения учащиеся испытывают повышенные умственные, психические и физические нагрузки, что связано с большим расходом энергии и высокой потребностью в адекватном потреблении пищевых веществ. Процессы активной социализации подростков в это время накладываются на непростые периоды онтогенеза, связанные с активным ростом и развитием. Любые нарушения питания в данном возрасте могут приводить к серьезным расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. Не случайно, на сегодняшний день продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у школьников, напрямую связанных с нарушением рационального питания [4, 7, 8].

Несмотря на пристальное внимание исследователей к проблеме организации питания детей школьного возраста, ее региональные особенности остаются недостаточно изученными. В тоже время, структура, качество питания, показатели обеспеченности нутриентами организма человека, возможное присутствие в продуктах чужеродных химических веществ, в существенной степени определяются территорией проживания. В этой связи, особую актуальность проблема питания приобретает в северных регионах страны, где в процессе адаптации к гипокомфортным или экстремальным условиям изменяются все виды обмена (белковый, углеводный, жировой, витаминный, минеральный), существенно повышаются энерготраты организма человека [5]. Средовые факторы Севера оказывают большое влияние на специфику питания человека в этих условиях. На формирование стратегий питания местного населения влияет сравнительно бедный видовой состав флоры и фауны, непригодность или малая пригодность почв для земледелия, своеобразие микроэлементарного состава почв и пищевых продуктов. Для жителей Севера характерен хронический дефицит потребления витаминов, макро- и микроэлементов [5, 6]. Алиментарный фактор, являясь одной из основных причин формирования состояния витаминной недостаточности на Севере, по данным ряда авторов обусловлен не только низким уровнем потребления самих витаминов, но и высоким их расходованием в условиях экологического и климатогеографического стресса [5].

Отсутствие оптимального уровня потребления важнейших компонентов питания на фоне существующей повышенной потребности в макро- и микронутриентах, обусловленной влиянием гипокомфортных и экстремальных климатоэкологических условий Севера, не может не сказываться самым негативным образом на защитном потенциале организма детей и подростков. В этой связи, изучение степени соответствия питания понятию рационального приобретает в условиях северного региона особую актуальность.

В цели нашего исследования входило изучение рационов питания школьников-старшеклассников, проживающих в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югры). ХМАО - Югра находится в центральной части Западносибирской равнины и относится к гипокомфортным территориям, приравненным к Крайнему Северу, с умеренно суровым континентальным климатом, интенсивным природным и предельно высоким техногенным прессингом на здоровье людей.

В исследовании участвовало 52 учащихся обоего пола в возрасте 15-17 лет (из них – 24 юношей и 28 девушек). Рацион питания учащихся анализировался с помощью анкеты, разработанной РАМН, для определения алиментарного статуса человека. Анкета включает в себя трехдневное меню школьника-старшеклассника, которое он самостоятельно заполняет.

Результаты исследования показали, что преобладающей составляющей ежедневного рациона питания старшеклассников являются макароны и хлебобулочные изделия (табл. 1). Обращает на себя внимание дефицит в рационе питания фруктов и овощей, что отчасти объясняется северным расположением региона и недостаточным выращиванием необходимых сельскохозяйственных культур в данной географической зоне. Однако недостаток разнообразия в рационе питания свежих овощей и фруктов нельзя объяснить только этой причиной, так как в значительной степени это зависит и от других факторов. Так, учитывая относительную экономическую благополучность региона и очевидную возможность выбора между дорогими фруктами и довольно дешевыми овощами и местными дикоросами, приходится сделать вывод о низком уровне культуры питания в семьях обследуемых учащихся.

Таблица 1

Структура питания старшеклассников ХМАО-Югры, %

Частота
употребления

Продукты питания

Ежедневно

Иногда

Не употребляют

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Мясные
продукты

62,50 ± 6,04

21,43 ± 5,21

33,33 ± 5,98

67,86 ± 5,93

4,17 ± 2,53

10,71 ± 3,92

Рыба

12,50 ± 4,20

3,57 ± 2,35

79,17 ± 5,15

89,29 ± 4,84

8,33 ± 3,50

7,14 ± 3,27

Молочные
продукты

41,67 ± 6,26

32,14 ± 5,93

50,00 ± 6,35

64,29 ± 6,08

8,33± 3,50

3,57 ± 2,35

Фрукты, овощи

41,67 ± 6,26

32,14 ± 5,93

58,33 ± 6,26

67,86 ± 5,93

-

-

Продолжение таблицы 1

Крупяные блюда

50,00 ± 6,35

17,86 ± 4,86

50,00 ± 6,35

82,14 ± 4,86

-

-

Макароны и хлебобулочные изделия

83,33 ± 4,73

78,57 ± 5,21

16,67 ± 4,73

21,43 ± 5,21

-

-

Полноценное содержание белков в рационе питания детей и подростков имеет первостепенное значение, так как обеспечивает процессы роста и развития. Анализ белкового компонента питания показал, что ежедневно употребляют: мясо – около 2/3 юношей и 5-я часть девушек, рыбу – 10-я обследованных, молочные продукты – 3-я часть учащихся (табл. 1). Юноши в 2,92 раза чаще включают в ежедневный рацион питания мясо, в отличие от девушек (χ2 = 9,085, d.f. 2, р = 0,011), рыбу – в 3,73 раза, молочные продукты – в 1,3 раза. Как выяснилось, практически все участвующие в исследовании девушки находились на диете, чем и объясняется полученная разница в частоте употребления рассматриваемых продуктов питания между ними и юношами. Выявилась очевидная нерациональность используемых диет, так как макароны и хлебобулочные изделия присутствуют в ежедневном рационе у 78,57 % девушек, в ущерб белковым компонентам пищи, а также овощам и фруктам.

Частота употребления крупяных блюд, являющихся ценнейшей составляющей полноценного питания, явно ниже гигиенически обоснованной нормы, так как только у 50,00 % юношей и 17,86 % девушек они присутствуют в ежедневном рационе (χ2 = 4,695, d.f. 1, р = 0,03). В виду невысокой стоимости крупяных блюд, их недостаточное употребление можно объяснить только соответствующей грамотностью в вопросах питания обследованных и их родителей.

В проведенном ранее исследовании была выявлена статистически значимая связь между уровнем дохода родителей и качеством питания учащихся [3]. Однако эти данные касались в основном сравнения особенностей питания семей с доходом ниже прожиточного уровня и равным ему. Таким образом, можно предположить, что выявленное несоответствие особенностей питания гигиеническим нормам в значительной степени зависит от культуры питания обследованных школьников. В силу того, что наши респонденты еще не ведут самостоятельный образ жизни, по выявленным проблемам необходимо общаться не только с ними, но и с родителями школьников. Подобные исследования дают возможность учебным коллективам определить профилактическое направление работы по здоровьесбережению учащихся в вопросах рационального питания.


Библиографическая ссылка

Багнетова Е.А., Корчин В.И., Кавеева И.А. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГИПОКОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 11-13;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5780 (дата обращения: 14.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074