Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЯЗЫК ДЕЛОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ «MOODLE»

Полонская М.С. 1 Айлазян Е.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
В данной статье обсуждается вопрос о повышении квалификации инженеров и становление их профессионалами международного уровня, которые умеют осуществлять деловые контакты на иностранном языке, обсуждать планы о сотрудничестве, оформлять гранты. Учитывая обозначенные характеристики компетентностного подхода, становится очевидным, что важнейшей составляющей этой готовности выступает способность преподавателя активизировать процесс обучения в высшей школе посредством соответствующих педагогических технологий, создать условия для реализации активной, субъектной позиции студента в образовательном процессе.
методика
готовность
компетентностный подход
профессиональное образование
формирование
качество
знание
умение
модернизация
процесс
развитие
1. Артемьева О.А., Макеева М.Н., Мильруд Р.П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного ун-та, 2005. – 160 с.
2. Корнеева Л.И. Ключевые компетенции в многоуровневом образовании: Языковая составляющая, УГТУ-УПИ // Вестник УрФУ. – 2006. - №7. – с.111-115.
3. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology. – М.:Дрофа, 2007. – с. 256.
4.Moodle: система управления обучением http://docs.altlinux.org/current/school_server/moodle/index.html [дата обращения: 28.02.2014]
5. Сивицкая Л.А., Слесаренко И.В. Формирование профессиональных компетенций в области иностранного языка сотрудников технического вуза // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология, № 4 (12) 2010. – с.184-186.

В современном мире, с его постоянно развивающимся темпом и технологиями, глобализацией процессов, увеличением мобильности и конкуренцией специалистов в профессиональной сфере, становится актуальным вопрос о непрерывном повышении квалификации инженеров и становлением их профессионалами международного уровня, которые умеют работать с информацией, находить её в различных источниках, включая источники на иностранном языке. Более того, есть необходимость развивать международное сотрудничество для более плодотворной работы, осуществлять деловые контакты на иностранном языке, обсуждать планы о сотрудничестве, выполнять совместные работы и исследования, уметь оформлять гранты и принимать в них участие, осуществлять обмен научно-техническим опытом с иностранными коллегами, работать в международной команде, писать статьи в зарубежных журналах, осуществлять деловую переписку с зарубежными партнёрами, а также выступать на иностранном языке с презентацией и докладом за рубежом [1]. Вместо традиционной образовательной системы российские вузы постепенно переходят на новую систему образования, ориентированную на компетентностный подход. Развитие коммуникативной языковой компетенции на иностранном языке в системе непрерывного образования, а также в послевузовском образовании представляет собой одну из наиболее актуальных задач современной методической науки. Одним из способов развития языковых компетенций у сотрудников вуза является программа повышения квалификации «Английский язык» для преподавателей нелингвистических специальностей. В Национальном исследовательском Томском политехническом университете коллективом кафедры методики преподавания иностранных языков Института стратегического партнёрства и компетенций (ИСПК) реализуется модульная программа повышения квалификации «Иностранный язык (английский)» для слушателей неязыковых специальностей, и дисциплина «Язык ДПО» - обучение деловой и профессиональной коммуникации, являющаяся обязательной, преподается на каждой из четырех ступеней обучения. Под обучением деловому и профессиональному общению понимается обучение особенностям формулирования и выражения мыслей. Обучение на 1-3 ступенях ориентировано на формирование умений профессионального говорения с опорой на лексико-грамматический материал, аутентичные и оригинальные тексты; на 4 ступени обучения данные умения совершенствуются.

Целью дисциплины является формирование и развитие коммуникативной компетенции и навыков профессионального и делового общения, обеспечивающих реализацию всех видов речевой деятельности сотрудников для работы с информацией с последующим осуществлением коммуникации с иностранными партнёрами. Формирование способности иноязычного общения в различных профессиональных, деловых и научных сферах и ситуациях: написание статей, докладов, рефератов, участие в научных конфе-ренциях, прохождение стажировок за рубежом. В настоящее время одной из образовательных технологий при ТПУ является обучение на образовательной платформе Moodle. Как показала практика, внедрение в образовательный процесс платформы Moodle на примере программы «Язык ДПО» органично дополняет процесс обучения слушателей. Преподаватель при использовании образовательной среды Moodle выступает тьютором-модератором, который направляет работу каждого слушателя в соответствии с его потребностями и возможностями. Платформа Moodle имеет доступную и простую навигацию, преподаватель может использовать технологию сетевого общения в блоге, чате, форуме, а слушатель может отработать дополнительно свои навыки через ряд упражнений, тестов и оставаться в рамках содержательного поля курса. Одним из преимуществ платформы Moodle является удобная система мониторинга качества приобретенных навыков; при проведении на каждом этапе тестов, слушателю доступна информация о правильности ответа, всех результатах, а преподавателю удобно сделать анализ и выставить итоговую оценку для аттестации, т.к. среда Moodle позволяет отслеживать, записывать все попытки и результаты каждого слушателя и формирует их в таблицу, которая удобна для проведения анализа. Также, с помощью среды Moodle слушателю предоставляется постоянный доступ к обширным информационным материалам и упражнениям для совершенствования своих навыков, есть возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении [4].

Подготовка слушателей программы повышения квалификации в рамках дисциплины «Язык делового и профессионального общения» (Английский язык) осуществляется на протяжении 4-х семестров. Специфика дисциплины, таким образом, заключается в поэтапном формировании и развитии коммуникативных навыков, обеспечивающих реализацию всех видов речевой деятельности в наиболее распространенных ситуациях деловой, социокультурной и профессиональной сфер общения. Включение элементов платформы Moodle даёт возможность самостоятельно планировать свою работу и ритм обучения, самостоятельно повторить изученный материал, выполнять тесты с множественным выбором, выбирать для отработки материал по уровню сложности, вынести за пределы аудиторных часов письменные и проектные задания, которые взрослые обучающие способны выполнить индивидуально без поэтапного мониторинга со стороны преподавателя. Планируется проводить дальнейшую апробацию данной программы, разрабатывать новые комплексы упражнений для старших ступеней обучения, выявить методические достоинства и недостатки упражнений и тестов, провести корректировку существующих.


Библиографическая ссылка

Полонская М.С., Айлазян Е.П. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЯЗЫК ДЕЛОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ «MOODLE» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 72-74;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5796 (дата обращения: 14.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074