Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗРАБОТКА МИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ШКОЛ-КОМПЛЕКСОВ

Яшина Г.А. 1 Сиденко А.С. 1
1 ГБОУ СОШ №64 ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
1. Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: Учеб. пособие для системы дополнительного профессионально-педагогического образования/ Авт. кол.: Т.Г. Бедешко, А.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий и др.; Под ред. А.Н. Кузибецкого. Волгоград: Перемена, 1998. 132 с., С.111.
2. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304с.
3. Лазарев В.С. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2009. – №5.
4. Новиков А.М. Структура педагогической деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №4.
5. Сиденко А.С. Инновационный потенциал педагогов. // Народное образование. – 2013. – № 1. – С. 121-126.
6. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. – №6.
7. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. – 2012. – № 1. – С. 3-16.
8. Сиденко Е.А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. – №4.
9. Табарданова Т.Б. Особенности планирования деятельности инновационного образовательного учреждения. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №1.
10. Табарданова Т.Б. Управление инновационными процессами в образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №4.

Авторы рассматривают значение миссии в создаваемых школах-комплексах, роль квалификации руководителей и педагогов, их готовности к инновационной деятельности, выделяют этапы подготовки коллектива к созданию школы-комплекса как системной инновации.

Среди разнообразия внедряемых в Российское образование инноваций особую актуальность приобретает инновация, связанная со школами-комплексами. Как определено в теории инноваций [2, 4], инновационная система образовательного учреждения представляет собой единство: технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций.

В настоящее время с введением организационной инновации, а именно: создания школ-комплексов важно помнить, что изменение одного из элементов приводит к изменению состояния всей системы. Школьная команда должна быть готова к тому, что создание комплекса потребует пересмотра применяемых технологий: компьютерных, телекоммуникационных; педагогических, управленческих; усилится эффект введения новых экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и оплаты труда педагогов; потребуется работа и над миссией новой школы-комплекса.

Как известно, миссия организации (школы) – смысл, основное назначение ее существования. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Руководителю школы-комплекса необходимо понимать, что миссия не формулируется в один момент. Руководитель не сможет в одиночку обдумать эти идеи и распространить их в коллективе.

Этапы формулирования миссии включают в себя подготовку, формулирование, развитие и пересмотр [1, 9, 10].

Подготовка. Прежде всего, необходимо определить влияющие на миссию внешние и внутренние факторы. Для этого осуществляется анализ внутренней и внешней среды, выявление проблем внутренней среды, сопоставление с ресурсами, возможностями, продумывание рисков и учет своих слабых сторон.

К внешним относятся следующие: требования и ожидания рынка по отношению к выпускникам – промышленность, учебные заведения; особенности окружающего социума – специфика образовательных учреждений, наличие учреждений дополнительного образования и т.д.; цели и результаты работы интегрируемых образовательных учреждений, из которых приходят ученики; детских садов, из которых приходят воспитанники; изменения на рынке труда; требования федеральных стандартов второго поколения и др.

Внутренние факторы следующие: взгляды и убеждения учителей, воспитателей и других работников школы, детского сада; уровень профессионального мастерства работников интегрируемых образовательных учреждений; состав учеников школы, воспитанников детского сада; организационная культура интегрируемых образовательных учреждений; материально-техническая и финансовая обеспеченность; взгляды попечителей школы, учеников, родителей, воспитанников; традиции и прошлый опыт интегрируемых образовательных учреждений; восприимчивость к инновационным процессам.

При анализе внешних и внутренних факторов руководителю и возглавляемой им команде по подготовке и формулированию миссии необходимо помнить, что вышеперечисленные факторы различны по способности к изменениям, следовательно, степень влияния на них со стороны команды может быть различной.

В процесс подготовки миссии необходимо вовлечь как можно больше работников интегрируемых образовательных учреждений, учеников, родителей, общественности. С этой целью проводятся опросы, анкетирования, тестирования всех заинтересованных сторон. Это особо важно в плане обеспечения мотивирующей функции цели – миссии.

Формулирование должно быть основано на анализе внутренних и внешних факторов, результатов опросов, анкетирования. Важно, чтобы словесная интерпретация помогала четко формулировать цели школы-комплекса.

Развитие и пересмотр. Миссия – это такая целевая установка, к которой приходится все время возвращаться. С одной стороны, развитие организации можно сверять с миссией, а с другой, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившимся обстоятельствам [10].

Условием успешной разработки и реализации миссии школы в условиях создания школ-комплексов является наличие слаженной школьной команды педагогов и руководителей [5, 6, 7].

Здесь будет важна работа руководителей по созданию системы условий для мотивации педагогов школы к инновационной деятельности, учитывающей недостаточный лично – значимый опыт творческой деятельности учителей в условиях интеграции коллективов; недостаточное владение учителем технологией проектирования инновационной деятельности; синдром эмоционального выгорания учителя.

Руководителю важно решить задачи:

Задача 1. Активизация личностно – значимой творческой деятельности педагога.

  • Комплексная диагностика личностно-профессиональных предпочтений педагогов.
  • Презентация личностно – значимого опыта творческой деятельности в контексте личностно – ориентированной, гуманной педагогики….
  • Разработка карты успешности педагогов школы с учётом их актуальной зоны развития и определение их зоны ближайшего развития.
  • Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов по проблеме.
  • Коллективное принятие критериев успешности педагогов в инновационной деятельности.

Задача 2. Овладение эффективными технологиями проектирования инновационной деятельности.

  • Организация повышения квалификации педагогов режиме «обучающей организации».
  • Организация повышения квалификации педагогов в режиме самообразования.
  • Организация повышения квалификации педагогов в режиме практикумов, мастер-классов, вебинаров.

Задача 3. Создание условий для стабильного эмоционального фона в педагогическом коллективе.

  • Тренинги эффективного педагогического общения.
  • Тренинг управления конфликтами.
  • Практикум овладения инновационными технологиями управления (психотерапевтический подход, супервизия, технология рефлексивного управления, коучинг).
  • Овладение техниками релаксации.

Такая работа, проводимая на внутришкольном уровне, будет способствовать формированию у педагогов способностей к инновационной деятельности, к успешной работе в условиях изменения состояния всей педагогической и управленческой системы образовательного учреждения, к реализации миссии школы-комплекса.

В работах В.С. Лазарева – доктора психологических наук описывается инновационная деятельность школы, раскрывается модель введения инноваций в образовательных учреждениях [2, 3]. Модель определяет последовательность и содержание действий по введению инноваций в школе, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы, адаптируя которые к нашей ситуации, можем сформулировать:

1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы-комплекса и органов управления программой реализации проекта.

2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для создания школы-комплекса.

3. Выработка и согласование с коллективом педагогов миссии школы-комплекса.

4. Разработка проекта образовательной системы школы-комплекса.

5. Разработка плана-графика создания образовательной системы школы-комплекса.

6. Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы-комплекса.

В заключение хотелось бы перефразировать высказывание В.С. Лазарева [2], из которого следует вывод, что развитие школы-комплекса определяется как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа-комплекс должна приобрести способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования, а иначе, какой смысл в комплексах. И очень важным на этом пути перемен является миссия новой школы.


Библиографическая ссылка

Яшина Г.А., Сиденко А.С. РАЗРАБОТКА МИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ШКОЛ-КОМПЛЕКСОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 82-84;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5952 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674