Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Иванова Н.В. 1
1 Череповецкий государственный университет
1. Иванова Н.В. Особенности и значение детской субкультуры //Педагогика. – 2005. – № 7. – С. 31-36.
2. Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т.2.- № 4. – С. 48-52.
3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Издательский дом «Академия», 2002.

Современная социализация подрастающего поколения имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

Современное российское общество в своём развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических и других изменений, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и как субъекту социальной деятельности.

Наши многолетние исследования выявили ряд негативных тенденций в становлении социальной сферы дошкольников. У современных детей отмечается пассивность, потеря способности и желания чем-то занять себя. Многие из детей не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, а повышенный эгоцентризм вызывает у них особую трудность при соблюдении общих правил в детской группе.

Соответственно, на современном этапе актуальна проблема изучения педагогических аспектов социализации дошкольников с учетом специфики социальной ситуации их развития, а также разработки педагогического инструментария, способствующего усилению позитивных и минимизации негативных факторов социального развития детей .

В контексте заявленной проблемы обратимся к рассмотрению феномена «детская субкультура». Детская субкультура – это совокупность особенностей поведения, форм общения, деятельности самих детей, а также особая система бытующих в детской среде представлений о мире и ценностях, зафиксированных в детском языке, мышлении, игровых действиях. Она передает из поколения в поколение специфические способы организации детской жизни, нормы и ценности мировосприятия, общения и взаимоотношений с окружающими (Г.С. Абрамова, В.В. Абраменкова, И.С. Кон, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик, В.Т. Кудрявцев, М.В. Осорина и др.).

Детская субкультура определяется нами как универсальный механизм социализации ребенка, так как именно она, по нашему мнению, максимально способствует естественному включению ребенка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого дошкольник познает мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности (1).

Раскроем содержание основных социализирующих функций детской субкультуры.

1. функция – обеспечение гармонизации процессов социализации, индивидуализации.

Важнейшей проблемой социального становления человека с точки зрения общества является проблема обеспечения успешной социализации подрастающего поколения. Для того чтобы определить, что понимать под успешной социализацией ребенка, необходимо обратиться к характеристике сущности данного процесса.

С одной стороны, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. С другой стороны, – это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого происходит создание нового социокультурного опыта. Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию в обществе.

Для современной системы образования гармонизация процессов социализации – индивидуализации ребенка является одной из приоритетных задач, которую в полной мере может решать детская субкультура. С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие умений ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими (путем предоставления неформальных правил поведения детская субкультура способствует интеграции ребенка в детское сообщество, регуляции взаимодействия между детьми разного возраста, разного пола), то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, детская субкультура оказывает влияние на воспитание таких социально значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность. Так, например, дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность и выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

С другой стороны, познание мира сверстников, взрослых дает ребенку возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои отличия, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, то есть обеспечивается процесс индивидуализации (1).

2. функция детской субкультуры – функция формирования ценностного отношения к миру.

Анализируя отечественную традиционную систему общественного воспитания, А.Б. Орлов отмечает, что она является нормативной системой формирования (навязывания и заучивания) ценностей, задаваемых человеку обществом. Причем, прекрасные сами по себе, но внешние по отношению к детям ценности рассматриваются педагогами как одинаковые для всех детей. Такое назидательное воспитание, при котором воспитатели делают акцент на внешней по отношению к ребенку, навязываемой системе ценностей, приводит к расщеплению социального и индивидуального опыта ребенка, к отчуждению его социального, внешнего Я от Я внутреннего, реального (3).

Соответственно, изменение приоритетов в системе образования связано, прежде всего, с переносом акцентов с социального опыта на индивидуальный, с нормативного Я на реальное Я ребенка, с внешних требований на внутренние мотивы и потребности детей (3).

Современной технологией, базирующейся на данных концептуальных положениях, выступает детская субкультура. Коллекционирование, презентации образа жизни своей семьи, выставки семейных увлечений – все это дает возможность познакомиться ребенку с внутренним миром других людей, анализировать и сравнивать ценности свои и окружающих, формировать иерархическую систему ценностей, отвечающую как требованиям общества, уровню культуры, достигнутому человечеством, так и индивидуальным особенностям самого ребенка. Особую роль детская субкультура может играть в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка с трудностями в социализации, так как предоставляет возможность выбора и ненасильственного приобщения к миру человеческих ценностей (2).

В рамках инновационного проекта нами были обоснованы педагогические возможности использования детской субкультуры как механизма социального развития и взросления воспитанников ДОУ, разработана и апробирована система работы по приобщению дошкольников к детской субкультуре.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 125» г. Череповца с 2000 г. по настоящее время. За указанный период в нем приняли участие более 960 детей в возрасте от 3 до 7 лет, родители воспитанников и педагогический коллектив учреждения.

Основные задачи проекта:

1. Педагогическое обеспечение социального развития и взросления воспитанников ДОУ в процессе приобщения к детской субкультуре.

2. Создание в ДОУ детской социальной среды, учитывающей специфику современной социализации дошкольников.

Первый этап – «Подготовка педагогов к принятию особенностей детской субкультуры». Задача этого этапа – способствовать развитию у педагогов диалогических отношений с миром детства на основе познания и принятия особенностей детской субкультуры.

Работа по реализации содержания I этапа осуществляется через организацию и проведение педагогических и рефлексивных практикумов, основной задачей которых является развитие у педагогов диалогических отношений с миром детства на основе познания и принятия особенностей детской субкультуры.

На педагогических практикумах формируются профессиональные умения педагогов по использованию возможностей детской субкультуры для построения взаимоотношений с миром детства. С этой целью используются разные активные формы (дизайн-проекты, презентации и др.), помогающие педагогам решить спектр проблем в области понимания и использования детской субкультуры в педагогическом процессе. На рефлексивных практикумах решается задача по развитию перцептивно-рефлексивных способностей педагогов, таких как эмпатия, децентрация и педагогическая рефлексия. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности ребенка. В содержание практикума включены упражнения и практические задания, направленные на формирование гуманистической позиции в общении с детьми дошкольного возраста, переосмысление представлений о ребенке дошкольного возраста, поиск оптимальных средств передачи информации, отработку навыков понимания мира ребенка.

Второй этап – «Освоение ребенком содержания детской субкультуры». Его цель – создание условий для удовлетворения социальных потребностей ребенка.

Творческой группой детского сада разработаны и апробированы такие формы приобщения дошкольников к детской субкультуре как: выставки, презентации, события, игровые проекты.

Презентация – активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы; используется для накопления ребенком первичного опыта общения и оказания ребенку помощи в осознании себя как члена детского коллектива. Используются следующие виды презентаций: презентации группы, презентации выставочных материалов; презентации групповых достижений.

Выставки предоставляют ребенку возможность транслировать окружающим собственный внутренний мир и осознавать значимость своей личности, осваивать социальные роли и соответственно правила и нормы поведения, определяющиеся этой ролью. Выставки могут быть: авторскими (персональными или семейными), тематическими (по материалам коллективного собирательства или совместного творчества).Дети на выставках могут выступать в роли организаторов, участников, экскурсоводов или в роли посетителей.

Игровые проекты как способ организации деятельности позволяют обогатить социальный опыт ребенка, осознать нормы и правила поведения, освоить разнообразные социальные роли. Участие в игровых проектах формирует умение сотрудничать с другими, отстаивать свои суждения.

События – это форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.

Третий этап – «Развитие у детей социальных качеств ответственности и самостоятельности». Цель: развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения. Содержание III этапа реализуется через разнообразные формы разновозрастного общения: показы кукольных спектаклей, театральных этюдов, концертов; обыгрывание игрушек-забав, презентации игрушек-самоделок, проведение игр (подвижных, дидактических, хороводных) с детьми младшего возраста, организация творческих заданий с художественными материалами, трудовые поручения и др.

Четвертый этап – «Развитие социальной индивидуальности ребенка». Его цель – раскрытие социальной индивидуальности ребенка в процессе приобщения к структурным компонентам детской субкультуры.

Реализация содержания IV этапа опирается на такие компоненты детской субкультуры, как смеховой мир детства, детская мода, коллекционирование и собирательство, детская картина мира, детский правовой кодекс.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой. В результате проводимой работы предметно-развивающая среда групп пополнилась следующими компонентами детской субкультуры: для удовлетворения детской потребности в собирательстве – предметами-накопителями (сундучки, ларцы, коробы, корзины и т.д.); для осознания ребенком предпочтений других детей – сокровищницами; для осознания ребенком себя на разных возрастных этапах – моделями возрастных периодов (паровозики времени и др.); для формирования навыков социальной безопасности у детей – социально-адаптированными играми. Кроме того, группы периодически пополнялись временными компоненты детской субкультуры: материалами выставок; коллекциями; компонентами, полученными в результате реализации игровых проектов (журналы, книги, фотоальбомы, коллекция одежды и др.).

Основные результаты реализации нашего проекта связаны с позитивной динамикой социального развития детей. Анализ данных, полученных в ходе мониторинга в экспериментальных и контрольных группах, показал, что дети экспериментальных групп опережают сверстников по уровню развития социальной компетентности, социальных качеств, освоению вариативных моделей поведения.

Таким образом, в ходе экспериментальной части исследования было доказано, что приобщение ребенка-дошкольника к детской субкультуре способствует успешной интеграции ребенка в группу сверстников, осознанию ценности собственной личности и личности других людей, накоплению опыта социальных отношений, удовлетворению потребности в самостоятельности и участии в социальных изменениях.


Библиографическая ссылка

Иванова Н.В. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 104-106;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5969 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674