Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ЖИЗНЬ И БЫТ ШОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Осколкова И.Н. 1 Осколкова Т.Н. 2
1 МБОУ СОШ №72 с углублённым изучением английского языка
2 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»
1. Калишева Г.П. Легенды горы Зелёной. – Кемерово: Скиф; Кузбасс. ‒ 2004. ‒ 64 с.
2. Кимеев В.М., Ерошов В.В. Аборигены Кузбасса. – Кемерово: Кузбассвузиздат. ‒ 1997. ‒ 303 с.
3. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство. ‒ 1995. ‒ 223 с.
4. Чудояков А.И., Косточаков Г.В. Духовная Шория. Шорский фольклор в записях и из архива профессора А.И. Чудоякова. – Кемерово: Кузбасс. ‒ 2008. – 352 с.
5. Кацюба Д.В., Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей. ‒ 1994. ‒ 203 с.

Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, республику Алтай и Хакассию. Их собственный язык принадлежит к тюркской группе языков. Большая часть шорского населения говорит на русском языке. По данным переписи населения 2002 года население этого народа составляет около 14 тысяч человек. Местность, где проживает большинство шорцев, называется Горной Шорией. Основное население шорцев живёт по берегам рек Мрас-Су и Кондома, а также в верховьях реки Томь.

В соответствии с антропологической классификацией шорцы принадлежат к уральскому типу монголоидной расы. В прошлом их называли кузнецкими татарами, кондомскими татарами и татарами с Мрас-Су. Шорцы как народность сформировались в результате длительного процесса смешения тюркских, угорских, самоедских и кетских племён (которые являются коренными жителями Сибири). Их культура и происхождение очень сильно похожи на культуру алтайцев и некоторых этнических групп хакасов.

Большинство шорцев исповедует православие, которое стало возможным стараниями Алтайской духовной миссии к концу 19 века, но некоторые шорцы считают шаманизм и анимизм частью своей культуры. Начиная с 17 века, в народе сохраняются языческие верования. С древних времён шорцы ощущали единение с живой природой, наделяли душой всё, что их окружало: горы, ветер, растения, животных. Шорцы верят в духов – хозяев гор, огня, рек и тайги [1, с. 62].

Их главными занятиями являлись примитивное ручное земледелие, придомное животноводство, собирательство (орехов, грибов, ягод, мёда), пчеловодство с бортничеством, рыболовство, охота, выделывание шкур животных, добыча железной руды и кузнечное дело [2, с. 23]. Жизнь шорцев значительно изменилась после Великой Октябрьской социалистической революции: снизилась роль придомного животноводства и мотыжного земледелия, которое стало сменяться огородничеством. У лесостепных групп шорцев, живущих в соседстве с русскими, начался процесс перехода к пашенному земледелию русско-сибирского типа. Основными земледельческими культурами стали ячмень, рожь, пшеница, конопля. В огородах шорцы выращивали картофель, капусту, огурцы [2, с. 24]. Женщины занимались ткачеством. Из волокон конопли они шили платья, халаты, штаны. Сапоги шили из кожи домашних животных. Посуду лепили из глины. Мужчины занимались изготовлением деревянных конских седел, курительных трубок, деревянной и берестяной посуды, резьбой по кости.

Традиционным жилищем шорцев в древности был примитивный каркасный «одаг», который в конце 19 века был заменён русскими срубными избами-одноклетями и пятистенками [2, с. 27].

Наиболее яркое место в духовной культуре шорцев занимает фольклор. Он представлен героическими поэмами, сказками бытового содержания, рассказами и легендами, загадками, песнями и танцами. Героические поэмы «кай» обычно исполняются горловым («охриплым») [3, с. 13] пением под аккомпанемент щипкового двухструнного музыкального инструмента - комус [4, с. 5]. Особый жанр составляют сказки о животных, в которых здесь часто животным приписывают свойства людей. Животные в этих сказках живут в тех же условиях, что и люди [5, с. 82].

Ежегодно шорцы проводят праздники. Самыми распространёнными из них являются Ольгудек – праздник, на котором юноши состязаются в силе, ловкости, меткой стрельбе; Чыл-Пажи – шорский Новый Год; Пайрам – праздник, посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству.

Среди известных шорцев можно упомянуть Ю. Арбачакова (выдающийся боксёр), С. Майтакова (известный горнолыжник сборной России), Е. Тудегешеву (сноубордистка), двукратную чемпионку мира в этом виде спорта.


Библиографическая ссылка

Осколкова И.Н., Осколкова Т.Н. ЖИЗНЬ И БЫТ ШОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 127-128;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5987 (дата обращения: 07.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074