Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА КАФЕДРЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Дробышева О.М. 1 Литвинова В.В. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Кореляков Ю.А. Программа активизации и развития профессиональной направленности учителя «Сам себе психолог». Психологическая наука и образование. 1998, 33-4, с. 74-84.
2. Печников А.Н., Шиков А.Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Монография. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. -393 с.
3. Севостьянова Т.И. Теоретико-методологические подходы к формированию готовности подростков к межкультурному общению [Текст] / Т. И. Севостьянова // Молодой ученый. — 2011. - №8. Т.2. - С. 129-131
4. Чупина Н.И. Проблемные задания на уроках анатомии и физиологии человека. http://festival.1september.ru (дата обращения 28.08.14 г.)
5. Шабокова О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Канд.дисс., Воронеж – 2002.

Современная система как высшего, так и среднего профессионального образования ориентирована на развитие у студентов навыков самостоятельной работы, на активизацию их учебно-познавательной деятельности, формирование навыков научно-исследовательской деятельности. Значительную роль в этом играют методы проблемного обучения, которые значительно повышают эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проблемное обучение - это система правил применения известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и др.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса и т.п.). Проблемное обучение в полном смысле слова - развивающее обучение, средство формирования научных понятий и мировоззрения, всесторонне развитой личности, ее интеллектуальной активности. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, что студент, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоеного и новое применение прежних знаний. Новому применению прежних знаний не могут научить ни книга, ни преподаватель - это ищется и находится студентом, поставленным в соответствующую ситуацию. Создание и последующее разрешение проблемной ситуации способствует повышению интереса студентов к изучаемой теме, что очень важно при освоении материала, не вызывающего особого интереса у учащихся [4].

Суть проблемного обучения заключается в том, что перед студентами ставится проблема, познавательная задача, и они исследуют пути и способы её решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более она способна рассуждать" (П.Л. Блонский).

На кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин МАОУ ВПО «КММИВСО» проблемному обучению, отводится значительная часть практических занятий, некоторая часть лекций.

С целью улучшения усвоения учебного материала и формирования практических навыков на кафедре в течение нескольких учебных периодов разрабатывались методические руководства и вспомогательный учебный материал.

В ходе практического занятия поясняются моменты сложные для восприятия, даются ответы на вопросы, приводятся примеры из историй болезни, характерные описания строения, клинической симптоматики, встречающиеся в художественной литературе, демонстрируются отрывки из документальных и художественных фильмов.

Преподаватели в ходе занятий активно сочетают проблемную и другие, в частности, информационно-коммуникативную, витальную технологии, с традиционной подачей материала. При изучении тем используются логичность подачи информации, доступность материала, закрепление отработанных умений, с использованием средств обучения и контроля, сопровождением мультимедийной презентацией, множеством цветных иллюстраций, микро и макроперпаратами [2,6].

Использование преподавателям такого подхода к проведению занятий позволяет реализовать отработку и закрепление общекультурных и профессиональных компетенций, активизировать усвоение темы и повысить качество знаний студентов, необходимых для последующего изучения клинических дисциплин и прохождения производственной практики. Материал практического занятия ориентирует среднего медицинского работника на приобретение основных знаний в изучаемой области, способствует началу формирования клинического мышления [1,3].

В результате студенты получают навыки работы с натуральными микро- и макропрепаратами,

С целью отработки методик проблемного обучения на кафедре проводятся открытые занятия по дисциплинам кафедры.

Одной из форм проблемного обучения на кафедре является проведение олимпиад, в ходе которой перед студентами стоит задача не только самостоятельно найти ответы на нестандартные вопросы по изучаемому материалу, но и необходимость решить специально подобранные комплексные задания (ситуационные задачи), способные пробудить интерес к поставленной проблеме, создать уверенность в полезности получаемых знаний, их практической значимости

Олимпиада привлекла к себе повышенное внимание студентов, подтверждая тот факт, что есть студенты, которые любят нестандартный подход к проведению занятий и с большим интересом относятся к выполнению различных тематических заданий. Одной из основных задач олимпиады является формирование позитивного отношения студентов к изучаемому предмету, привлечение большего числа преподавателей к индивидуальной работе со студентами, ориентированной на использование современных технологий для более эффективного изложения изучаемого материала.

С методиками проблемного обучения, используемыми на кафедре можно ознакомиться на сайте кафедры.


Библиографическая ссылка

Дробышева О.М., Литвинова В.В. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА КАФЕДРЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 122-124;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6042 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674