Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, К УЧАСТИЮ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ

Шемшура А.Б. 1 Городин В.Н. 1 Зотов С.В. 1 Наумов Г.Н. 1 Ефремова М.В. 1
1 МАОУ ВПО "Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования"
1. Еренкова Н.В. Этика труда среднего медицинского работника. - Киев: Здоров’я, 1987.-120 с.
2. Саухат С.Р., Воронцов Д.В., Двуреченская В.М. Готовность медицинских работников среднего звена лечебно-профилактических учреждений к участию в профилактической работе по ВИЧ-инфекции // Медицинская сестра. -2007. — № 4. -С. 21-23.
3. Саухат С.Р., Киселева В.Н., Шемшура А.Б. ВИЧ-инфекция на Юге России (ЮФО и СКФО) в первом полугодии 2012 г.: информационный бюллетень / Роспотребнадзор, ФБУН РостовНИИ микробиологии и паразитологии. -Ростов-на-Дону, 2012. - 17 с.

Анализ инновационного опыта организации сестринского дела показывает, что функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранениеми связанными с изменениями в объемах, технологиях, интенсивности лечения, психосоциального консультирования и ухода. В русле текущих тенденций развития системы здравоохранения необходимо дальнейшее совершенствование преподавания сестринского дела в высших учебных заведениях.

Одной из современных инновационных технологий подготовки сестринского медицинского персонала является участие обучающихся в волонтерском движении, особенно в его разделах, связанных с медицинской деятельностью и оказанию помощи определенным контингентам больных. Волонтерская деятельность воспитывает в студентах профессиональную ответственность, гуманность, сострадание, бескорыстие и другие личностные качества, необходимые для эффективной медицинской деятельности.

Эффективность формирования профессиональной компетентности в процессе волонтерской деятельности можно проследить на примере оценки готовности специалистов, получающих высшее сестринское образование, к участию в профилактической работе по ВИЧ-инфекции [2].

Неуклонное распространение ВИЧ-инфекции в различных группах населения, вовлечение в эпидемический процесс все новых социальных групп и увеличение индекса пораженности этим заболеванием населения продолжает оставаться серьезным вызовом всей системе здравоохранения России [3]. Одной из мер, адекватных масштабам, которые приняло распространение ВИЧ-инфекции, с учетом неблагоприятного прогноза развития эпидемической ситуации, является вовлечение в широкую профилактическую и противоэпидемическую работу с населением медицинских работников среднего звена, в том числе в качестве волонтеров.

В современной системе здравоохранения средний медицинский персонал имеет особый профессиональный статус, поскольку именно эти люди имеют наиболее продолжительный, интенсивный и эмоционально насыщенный профессиональный контакт с людьми, обращающимися за различными видами медицинской помощи. Интенсивность профессионального общения медицинского работника среднего звена с пациентами в 3-5 раз выше, чем у врача [1].

Социально-психологический потенциал профилактического воздействия общения пациентов со средним медицинским персоналом по вопросам ВИЧ-инфекции может быть реализован только в случае целенаправленного формирования готовности специалистов к осуществлению такой работы. Понятие готовности предполагает наличие у профессионала определенных знаний, умений и навыков, требуемых для осуществления профилактической работы, а также приписывание этой работе некоего личностного смысла, отвечающего системе убеждений и ценностей специалиста.

С учетом актуальности роли средних медицинских работников в организации профилактической работы по ВИЧ-инфекции, а также с учетом описанных параметров профессиональной готовности к ее проведению среди 342 студентов, получающих среднее медицинское образование (Ростовский областной центр подготовки и повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, г. Ростов-на-Дону), в рамках подготовки к волонтерской деятельности было проведено исследование, позволяющее определить уровень информированности учащихся по проблемам ВИЧ/СПИДа; оценить субъективное восприятие личного риска заражения; выявить уровень стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных (пациентов и коллег) со стороны обучающихся;определить распространенность личностных факторов, способствующих эффективному консультированию по вопросам ВИЧ/СПИДа [2].

В результате исследований получены следующие результаты: 72% опрошенных имеют правильные представления об основных путях передачи ВИЧ. Большинство респондентов (95,6%) правильно ориентируются в сроках инкубационного периода при ВИЧ-инфекции, 84% допускают возможность наличия ложноотрицательного анализа крови на антитела к ВИЧ в этот период. Значительная часть респондентов адекватно оценивает возможность отсутствия выраженных клинических симптомов вирусоносительства (85,7%) и неизлечимый характер заболевания (84,5%), 14,5% уверены, что уже разработаны и широко применяются надежные методы лечения ВИЧ-инфекции.

Подавляющее количество опрошенных (88%) знают о правовом обеспечении профилактической и противоэпидемической работы по ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации. Многие (69%) хорошо информированы о возможности пройти анонимное обследование на ВИЧ-инфекцию в своем населенном пункте или в окрестностях.

Низкий уровень информированности был выявлен в отношении практических профилактических мер в сексуальной сфере, хотя в текущей эпидемической ситуации половой путь передачи среди гетеросексуальной популяции населения имеет тенденцию к доминированию[3]. Очень незначительная часть опрошенных продемонстрировала адекватное понимание практик более безопасного секса: только 9,4% уверены в том, что более безопасные сексуальные связи связаны с отсутствием контакта жидкостей тела (спермы, вагинальных выделений) и слизистых оболочек, и всего 26,6% опрошенных связали более безопасный секс с использованием барьерных средств защиты (презерватива). При этом, 41% опрошенных при определении понятия безопасного секса опираются на чувство доверия половому партнеру и считают доверие партнеру достаточным основанием безопасности сексуального контакта с ним для их здоровья.

55% опрошенных оценивают свой жизненный опыт как незначительно рискованный в плане заражения ВИЧ-инфекцией и считают, что проблема ВИЧ/СПИДа лично их не может затронуть. При этом только 29% опрошенных сами используют презерватив при сексуальных контактах, и у четверти опрошенных (25%) среди знакомых есть потребители инъекционных наркотиков, среди которых достаточно высок процент уже пораженных ВИЧ представителей. Примечательным в плане оценки субъективного параметра профессиональной готовности также является тот факт, что, хотя 93,3% респондентов и знают правила защиты от ВИЧ-инфекции на рабочем месте, 19,3% из них допускают работу в процедурном кабинете без перчаток, а 24,5% считают, что они вообще никак не могут защитить себя от заражения ВИЧ при исполнении функциональных обязанностей.

Стигматизация людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, проявилась в стремлении ограничить социальные контакты с носителями «позорной» болезни (связанной с «пороками»): 56% опрошенных запретили бы своему ребенку дружить с ВИЧ-инфицированным сверстником; 41% не хотели бы вступать в прямой физический контакт с ВИЧ-инфицированным человеком (например, приобнять его для символического выражения поддержки и ободрения при выполнении медицинских манипуляций) и боятся даже просто разговаривать с ВИЧ-инфицированными (45%). Треть опрошенных (30%) отмечают наличие у себя ощущений неприязни, брезгливости по отношению к людям с ВИЧ/СПИДом, 84% не хотели бы работать в тех отделениях, в которых проходят лечение пациенты с ВИЧ-инфекцией и только 8% чувствуют себя психологически готовыми работать процедурной сестрой в отделении, в котором получают медицинскую помощь ВИЧ-инфициро-ванные пациенты.

Высокий уровень стигматизации ВИЧ/СПИДа вступает в серьезный внутренний конфликт с профессиональными ценностями медработников среднего звена, согласно которым они должны предоставлять медицинскую помощь любому пациенту и проявлять милосердие как профессионально важную черту. Конфликт проявляется в том, что несмотря на иррациональный страх и отвержение людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, подавляющее большинство опрошенных (78%) признают необходимость оказания таким пациентам медицинской помощи.

Вместе с тем, в ходе опроса была обнаружена позитивная тенденцияв отношении к коллегам по работе, живущим с ВИЧ/СПИДом: 79% опрошенных считают, что смогут проявить чуткое отношение к коллеге с ВИЧ-инфекцией; 83% пригласят ВИЧ-инфицированного коллегу на «чашку чая» на работе, в кафе, домой; 61% считают, что в их поведении ничего не изменится с обнаружением у коллеги ВИЧ; 60% не изменят свое отношение к другу, если он окажется носителем ВИЧ. На возможности снижения уровня стигматизации также указывает тот факт, что 71% опрошенных положительно оценивают концепцию «снижения вреда» и считают необходимым раздачу презервативов женщинам, практикующим коммерческий секс.

При оценке степени личностной готовности к проведению психосоциального консультирования по вопросам ВИЧ/СПИДа было обнаружено, что лишь у незначительной части обучающихся имеются соответствующие навыки: 66% опрошенных испытывают сильное желание влиять, управлять другими людьми, чтобы люди, обращающиеся для обследования на ВИЧ, изменили свои жизненные и моральные ценности и старались следовать их (более правильным) ценностям; 24% не готовы к тому, чтобы позволить пациентам поступать так, как они решат сами, пытаются нести ответственность за поступки пациентов; 50% считают, что есть такие люди, которых они не смогут проконсультировать без морального осуждения со своей стороны. И всего половина опрошенных отметили свою внутреннюю готовность к обучению правильной методологии и в дальнейшем к проведению эффективного консультирования.

Выявление в ходе исследования проблем в формировании профессиональной компетентности (неадекватно низкое субъективное восприятие личного риска заражения, в том числе - на рабочем месте, ошибочные представления о возможностях снижения риска заражения, особенно, при половом контакте и при медицинских манипуляциях, высокий уровень стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных, а также несформированность личностных навыков психосоциального консультирования по вопросам ВИЧ/СПИДа) позволило целенаправленно активизировать самостоятельную деятельность обучающихся по исправлению выявленных недочетов, оптимизировать системуподготовкиспециалистов среднего звена по профилактике ВИЧ/СПИДа, скорректировать программы обучения волонтеров из их числа, повысить эффективность мероприятий по ограничению распространения ВИЧ-инфекции.

Таким образом, участие в волонтерском движении является одним из наиболее эффективных способов мотивациисовременных студентов медиков, позволяет с большей эффективностью развивать интерес к учебным предметам и будущей профессиональной деятельности, стимулировать любознательность и творческую активность, пробуждать способность студентов самостоятельно мыслить, перерабатывать и систематизировать разнообразную информацию.

Волонтерскую деятельность можно считать важной составляющей учебного процесса, в результате которой происходит формирование профессиональной компетентности, устойчивого стремления к овладению выбранной профессией, ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности, человеколюбия и чувства сострадания, без которых невозможна подготовка компетентного и мотивированного медика-профессионала. Таким образом, волонтерская деятельность является одной из важных форм практической подготовки специалистов с высшим сестринским образованием к будущей профессиональной деятельности и должна широко использоваться при их подготовке.


Библиографическая ссылка

Шемшура А.Б., Городин В.Н., Зотов С.В., Наумов Г.Н., Ефремова М.В. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, К УЧАСТИЮ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 373-377;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6131 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674