Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ «СТУПЕНИ»

Вершинин В.П. 1 Пристром И.Н. 1 Столярова Е.Л. 1
1 МГУ ТУ им. К.Г. Разумовского

Данная инновационная развивающая модель «Ступени» консолидируются с системными научными разработками отечественных специалистов (С.А. Лисицын, З.Г. Найденова, Захарова Л.Н., Кокурина И.Г. и т.д.), работающих в сфере образования, и базируются на собственных инновационных технологиях, которые получены в результате обобщения существующих методических и методологических подходов в процессе обучения, а также накопленных наработок и индивидуального опыта преподавателей. При этом, использовался только тот практический опыт, который дополнял, расширял, обогащал методический инструментарий деятельности преподавателя, принося, ощутимый практический результат для студентов и стал для них реальным фактором получения дополнительных практических навыков и умений, которые помогут им реализоваться на рынке труда.

Основной целью данной модели было научно-практическое обоснование программы и собственных инновационных технологий, которые позволяют преподавателям вузов и других образовательных учреждений на высоком профессиональном уровне достичь конечного результата по подготовке бакалавра нового типа – это формирование готовности будущего студента-выпускника к инновационной деятельности в современных социально-экономических условиях, в расширении границ его профессиональной компетентности, мотивационно-профессиональной направленности.

В этой работе были решены следующие задачи: обеспечение преподавателей инновационными развивающими технологиями для научно-методической, организационно-управленческой, социально-педагогической, культурно- просветительской деятельности; формирование у преподавателей системы профессионально-ориентированных умений и навыков по моделированию современного учебного занятия на базе предложенных инновационных развивающих технологий; подготовка бакалавров нового типа, с учетом приобретенных ими профессионально-ориентированных умений и навыков при выборе направления своей будущей деятельности с учетом его профессиональной компетентности, мотивационно-профессиональной направленности.

Применяемые педагогические технологии в обучении студентов-бакалавров представляют специальный подбор и компоновка методов, приемов, средств и форм содержания, реализованных в последовательно изложенных операциях и процедурах. Данная модель имеет блочно-модульный принцип. Каждый блок отражает содержание и применение конкретной технологии на практике в высших и средне профессиональных учебных заведениях. Модель обучения состоит из восьми основных педагогических технологий (см. схема 1):

ver1.tif

Основные педагогические технологии в инновационной модели «Ступени»

В содержании каждого блока сделан акцент на выделение технологических приемов работы преподавателя. Вопросы для самоконтроля содержат задания практического характера, задания на рефлексию содержания конкретной темы и отработку навыков графического моделирования и решения тестовых заданий. Логика построения практических занятий опирается на принципы комплексности и интегрированности в решении задач профессиональной подготовки студента–выпускника.

Представленные педагогические технологии состоят из трех основных уровней: 1-ый уровень концептуальный, определяющий стратегические задачи, сущность, основные элементы инновационной модели; 2-ой уровень процедурный, раскрывающий сущность каждого компонента как в отдельности, так и в совокупности с другими в процессе апробации, внедрения и развития новой инновационной модели «Ступени»; 3-ий уровень предметный, представляет содержание конкретной разработки новой педагогической технологии по той или иной учебной дисциплине. При этом, процесс реализации данной образовательной модели базируется на четырех основных этапах: Первый этап – теоретическое обоснование вновь созданной инновационной модели, которая состоит из нескольких последовательных ступеней. Сначала исследуем сложившуюся социокультурную и образовательную среду муниципальных государственных образовательных учреждений (школ) и центра занятости с учетом тех требований, которые выдвигаются к будущим абитуриентам при поступлении в ВУЗ и другие образовательные учреждения. Затем анализируем современную педагогическую ситуацию и научные подходы к ее организации, а также мнение общественности в лице будущих абитуриентов, родителей, педагогов, специалистов в данной области. После этого соотносим собственные выводы с теми выводами, которые изложены в основных идеях и принципах проектирования инновационных моделей. Второй этап – выработка технологических процедур. Где технология обучения, как процесс, включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых и составляет логику конкретной модели. В качестве структурных компонентов выступают: целеполагание; содержание; дидактические средства; контроль качества усвоения материала; диагностика. Третий этап – разработка методического инструментария педагога, необходимого для осуществления данной модели. Четвертый этап – подбор и составление методик для замера результатов реализации технологического замысла. На этом этапе работа преподавателей запускается по двум направлениям. Во-первых, систематизируются требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных студентами по результатам изучения конкретной дисциплины, затем разрабатываются критерии и параметры, по которым будут фиксироваться реальные результаты обучения. Во-вторых, набирается пакет диагностических методик в виде экспресс – опросов, анкет, контрольных работ, позволяющих провести контроль знаний, умений и навыков студентов и сопоставить их с планируемыми результатами с учетом специфики содержания конкретного учебного предмета.

В качестве основного критерия оценки баз исследования инновационной развивающей модели «Ступени», проведенной на кафедре «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» филиала «МГУТУ имени К.Г.Разумовского» г.Конаково Тверской области по направлениям подготовки: автоматизация технологических процессов и производств (220700.62); экономика (080100.62); менеджмент (080200.62); товароведение (100800.62); технология продукции и организация общественного питания (260800.62), выступила – «психологическая готовность» студентов к будущей профессиональной деятельности при подготовке бакалавра по новым педагогическим технология и «психологическая готовность» к профессиональной деятельности выпускники-бакалавра. Полученные результаты позволяют с уверенностью отметить, что выпускники-бакалавры в будущей деятельности с учетом профессиональной компетентности, мотивационно-профессиональной направленности станут наиболее востребованными в региональном компоненте экономико-культурного и социально-демографического развития региона.


Библиографическая ссылка

Вершинин В.П., Пристром И.Н., Столярова Е.Л. ИННОВАЦИОННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ «СТУПЕНИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-2. – С. 83-84;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6186 (дата обращения: 24.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074