Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

БИОТЕХНОЛОГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Чхенкели В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Биотехнология сегодня является неотъемлемой частью жизни современного общества, так как эта наука служит источником новых продуктов питания, медицинских препаратов, химических веществ, энергии, получения новых организмов с заданными свойствами. Все эти возможности делают биотехнологию все более востребованной во многих областях науки, техники, народного хозяйства, медицине, селекции.

Современная концепция высшего ветеринарного образования предполагает необходимость формирования знаний и практических навыков студентов в области биотехнологии. Общие ориентации и знания студентов в области использования биотехнологии в фармацевтическом производстве имеют чрезвычайно важное значение, т.к. по экспертным оценкам доля лекарственных средств, получаемых биотехнологическими методами, уже в ближайшем будущем составит 50 % от всех применяемых лекарственных средств. В связи с этим биотехнология становится одной из важных дисциплин современного ветеринарного образования, объединяющая фундаментальную и прикладную науки, а также производство.

Дисциплина «Вирусология и биотехнология» является комплексной и условно делится на курсы «Вирусология» и «Биотехнология». Основная цель преподавания курса «Биотехнология» – дать студентам теоретические знания и практические навыки по основным промышленным методам производства биопрепаратов, выявления, выделения, разделения, очистки и конструирования биологически активных веществ, а также создания новых активных форм организмов, отсутствующих в природе. В задачи курса «Биотехнология» входит ознакомление студентов с природой и многообразием биотехнологических процессов, достижениями биотехнологии в области ветеринарии; изучение технологии получения производственных питательных сред для культивирования различных микроорганизмов; изучение условий, влияющих на скорость микробиологических процессов, рост и развитие микробных популяций; оптимизация микробного процесса; отработка практических навыков по выделению производственных штаммов микроорганизмов, их селекции, хранения, использования для промышленного изготовления вакцин и антигенов изучение технологии приготовления терапевтических и диагностических сывороток и γ-глобулинов, пробиотиков, антибиотиков, ферментов, витаминов и др.; изучение технологии получения рекомбинантных ДНК, генно-инженерных вакцин и моноклональных антител и их использования в ветеринарной медицине; изучение методов контроля, стандартизации и сертификации биологических препаратов и аттестации производственных линий; изучение устройств основного производственного оборудования для приготовления питательных сред и лекарственных форм препаратов; ознакомление с подразделениями биопредприятий, организацией и управлением биологическим производством с использованием современной электронной техники; изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.

Биотехнология в ветеринарном образовании является достаточно новым предметом, поэтому в процессе преподавания возникают определенные сложности. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться при организации учебного процесса по биотехнологии, достаточно широки, как и сама сфера применения биотехнологических производств. Уровень новшества и динамизма в биотехнологии очень высок. Возрастающий объем информации требует развития у студентов творческих способностей и критических навыков мышления, позволяющих принимать собственные решения на основании полученных ими базовых знаний по биотехнологии.

Особую роль в образовании играет преемственность дисциплин. Биотехнология – это интегрированная, мультидисциплинарная область знаний, которая имеет глубокие связи с другими науками. Поэтому без должного углубленного освоения комплекса химических, биологических и ветеринарных дисциплин понимание крайне важного для ветеринара предмета биотехнологии сводится к заучиванию фактов.

Студент, пришедший на курс биотехнологии, должен иметь определенный базовый уровень знаний и умений, приобретаемый им за предшествующие годы обучения. Однако если для дисциплин ветеринарного профиля четко прослеживается преемственность знаний, то, как показала наша работа, у студентов, обучающихся по специальности 111801.65 «Ветеринария» имеются большие пробелы как по общехимической, так и по общебиологической подготовке. Так, студенты 3 курса имеют недостаточное представление об окислительно – восстановительных реакциях, энергетическом и пластическом обмене клетки, процессе дыхания, строении биологических мембран, принципах и этапах передачи наследственной информации, биосинтезе белка и других биополимеров, регуляции жизнедеятельности клетки, закономерностях взаимосвязи организма и среды, основах генетики и наследственных болезней.

Известна китайская поговорка: «Знания, которые не пополняются каждый день, утекают с каждым часом». Возрастающий объем информации требует развития у студентов творческих способностей и критических навыков мышления, позволяющих принимать собственные решения на основании полученных ими базовых знаний по биотехнологии.

В процессе преподавании биотехнологии у студентов – будущих ветеринарных специалистов, – формируются биотехнологические знания и мышление. Предлагаемая программа изучения биотехнологии обеспечивает соответствующую подготовку для профессиональной карьеры молодых людей, дает возможность работы на фармацевтических предприятиях, в научно-исследовательских институтах. Стандарты высоки, но и перспективы карьеры превосходны.

Учебное пособие написано в соответствии с примерной программой по дисциплине «Вирусология и биотехнология» при обучении по специальности 111801.65 – «Ветеринария». Учебное пособие состоит из 2 частей – Общей биотехнологии и Частной биотехнологии, – и соответствующих 18 глав. Рассмотрены основные принципы и объекты биотехнологии, способы их создания и совершенствования методами клеточной и генетической инженерии. Даны сведения о биотехнологическом производстве белка, ферментов, аминокислот, липидов, витаминов, полисахаридов, алкалоидов, пробиотических препаратов, антибиотиков, вакцин, гипериммунных сывороток, диагностикумов и т.д. Особое внимание уделено перспективам сочетания методов биосинтеза и органического синтеза при создании новых лекарственных средств для ветеринарии. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 111801.65 «Ветеринария».

Учебное пособие автор посвятил своим научным руководителям – основателям школы биотехнологов на кафедре технологии микробиологического синтеза факультета биотехнологии Ленинградского технологического института им. Ленсовета (ныне Санкт-Петербургский технический университет) – д-ру технических наук, профессору В.И. Сухаревич и д-ру технических наук, профессору В.И. Яковлеву, под руководством которых В.А. Чхенкели выпала честь закончить аспирантуру в ЛТИ им. Ленсовета, выполнить и защитить диссертационную работу по специальности «Биотехнология» на соискание учёной степени кандидата технических наук.

Автор также приносит благодарность И.В. Тихонова, д-ру биологических наук, зав. кафедрой, профессору, В.А. Гаврилову д-ру ветеринарных наук, Заслуженному деятелю науки РФ, профессору кафедры, Т.В. Заболоцкой, канд. ветеринарных наук, доцента кафедры – сотрудников кафедры биотехнологии ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, которые оказали существенную методическую помощь в подготовке данного учебного пособия.


Библиографическая ссылка

Чхенкели В.А. БИОТЕХНОЛОГИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 78-79;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6221 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674