Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ЭКОНОМИКУ СИТУАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ (ЧАСТЬ 1, 2)

Меркулова Ю.В. 1
1 Москва
1. Меркулова Ю.В. Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. Часть 1. Методическое пособие по формированию многоуровневой, комплексной, сквозной системы планирования «регион – отрасль – предприятие». – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013.
2. Меркулова Ю.В. Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. Часть 2. Методическое пособие по динамическому планированию товарного предложения фирмы. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014.

Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования представляются на выставку в 2-х частях: Часть 1 – Методическое пособие по формированию многоуровневой, комплексной, сквозной системы планирования: «Регион – Отрасль – Предприятие» [1] является руководством по внедрению в практику хозяйствования на народнохозяйственном, региональном, отраслевом уровне и уровне предприятий принципиально новой системы планирования, соединяющей стратегическое на долгосрочную перспективу и ситуационное (текущее) планирование в единую систему и увязывающее планы всех уровней хозяйствования друг с другом на основании установления между ними в процессе планирования полииерархических, горизонтальных взаимосвязей. Предлагается усовершенствованный механизм стратегического планирования с учётом зарубежного опыта и специфики российской экономики. В стратегических планах повышения конкурентоспособности товаров предлагается устанавливать возможные границы колебаний основных показателей товарного предложения при реализации текущих – ситуационных планов, которые должны стать составной частью стратегического плана развития. В результате станет возможным установить гибкий, динамичный механизм планирования, что очень важно для повышения мобильности и оперативности текущего планирования, которое должно отталкиваться от ситуации на рынках, тенденций изменения потребительского спроса, покупательской конъюнктуры, условий хозяйствования, уровня конкуренции. Для различных ситуаций, условий и целей хозяйствования классифицированы основные текущие стратегии по продукту и рынку и определены наиболее органичные сочетания продуктовых и сбытовых стратегий. Развита теория о долгосрочных стратегиях интенсивного, интеграционного и диверсификационного роста и составлены комбинации наиболее эффективного сочетания долгосрочных и текущих стратегий повышения конкурентоспособности товаров. В основе предлагаемой ситуационно-стратегической системы планирования лежит анализ и прогноз большого количества рыночных переменных, механизмам исследования которых посвящена 2 часть Методических рекомендаций.

Часть 2 – Методическое пособие по динамическому планированию товарного предложения фирмы [2] является не только теоретико-методологической, но и прикладной разработкой по формированию принципиально новой динамической системы планирования в целях повышения конкурентоспособности товарного предложения и лучшего удовлетворения потребительского спроса. Для этого рекомендуется: во-первых, методология расчёта показателей делового окружения фирмы, целевой функции товара, показателей насыщенности, широты ТН, широты, глубины, гармоничности, эластичности ТА, а также основных показателей, определяющих конкурентоспособность определённого вида товара; во-вторых, методология адресного планирования ресурсной обеспеченности и рационального использования ресурсов, т.е. по конкретным видам продукции и с учётом реализуемых товарных стратегий; в-третьих, методология динамического планирования ресурсных и товарных стратегий в их взаимосвязи и с учётом комплексного жизненного цикла конечного изделия и ресурсов, используемых при его изготовлении; в-четвёртых, методология множественной оптимизации на основе использования теории множеств и построении специальных матриц и алгоритмов оптимизации и корректировок показателей плана. Методология планирования на основе теории множеств очень важна и актуальна, она отрывает огромные возможности, новые горизонты в процессе нахождения оптимальных решений, так как позволяет находить оптимальные значения не отдельных показателей плана, а всей их совокупности, т.е. составлять оптимальные множества из значений показателей товарного предложения, товарного ассортимента, целевой функции товара, ресурсного обеспечения производства товара или использования ресурсов при его изготовлении. Каждое из данных множеств должно обеспечивать наилучший синергетический эффект. Кроме того, предлагается методология нахождения оптимального сочетания между формируемыми таким образом множествами. Тем самым процесс множественной оптимизации предлагается сделать многоэтапным и многоплановым. При оптимизации каждого из искомых множеств предлагается исходить не только из соображений его органичного сочетания с другими множествами, но и в первую очередь из соображений наилучшего достижения главной цели – повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и товарного предложения фирмы в целом.

Таким образом, получение текущих и даже долгосрочных прибылей уже не являются главными целями планирования, а становятся производными от реализации главной цели, – наилучшего удовлетворения товаром потребительского спроса. В этом очень важное и ключевое отличие рекомендуемой системы планирования от тех систем, которые существовали в России до этого.

Части 1-я и 2-я Методических рекомендаций являются авторской разработкой, имеют гриф УМО и содержат рекомендации не только по практическому внедрению в экономику новых механизмов рыночного хозяйствования, но и раскрывают методологию проведения исследований повышения конкурентоспособности продукции и написания базы данных, что имеет большое значение для развития науки и экономической теории, а также для процесса обучения. Они рекомендованы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Экономические науки», «Экономика и управление народным хозяйством», «Организация производства», «Экономика предпринимательства», «Региональная экономика». Представляемые Методические рекомендации в 2-х частях являются новаторством в сфере высшего образования, так как не являются переложением уже ранее созданных теорий, а написаны автором по её научной монографии: «Ситуационно-стратегическое планирование в экономике» в 2-х томах, изданной в ЗАО «Издательство «Экономика» в 2013 году. Методические рекомендации в 2 частях написаны в целях внедрения в экономику новых механизмов рыночного хозяйствования, т.е. принципиально новой ситуационно-стратегической системы планирования повышения конкурентоспособности товаров, а также в целях обучения специалистов новой методологии планирования. Кроме того, они включают две базы данных, которые содержат перечень систематизированных постоянных сведений о показателях планирования товарных и ресурсных рынков, спроса, предложения, конкуренции, потребительской конъюнктуры, о долгосрочных и текущих товарных стратегиях, о стратегиях и показателях ресурсного обеспечения производства и интенсивного использования ресурсов с учётом фактора времени, о стадиях жизненных циклов товаров и ресурсов и их взаимосвязях, т.е. всех тех сведений, которые необходимы для осуществления нового механизма ситуационно-стратегического планирования. «База данных для хранения и последующей машинной обработки систематизированных сведений для реализации комплексной, многоуровневой, сквозной системы планирования: «Регион – Отрасль – Предприятие» (БД КС СП) и «База данных для хранения и последующей машинной обработки систематизированных сведений для динамического планирования фирмой товарного предложения» (БД ДПФ ТП) зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Базы данных являются авторской разработкой и обладают целостностью в рамках реализуемой ситуационно-стратегической системы планирования, а перечень информации, содержащейся в них, позволит пользователю проводить эффективные исследования рынков, потребительских свойств продукта, его эффективности, находить конкурентные стратегии фирмы на ресурсных и товарных рынках.

На Методические рекомендации, часть 1 и 2 получены Национальные сертификаты качества в номинации «Лучший информационный проект». Эти издания являлись участниками международных выставок, в том числе участником 27 Московской Международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ, имеют диплом Московской Международной книжной выставки – ярмарки ВДНХ и дипломы лауреата Всероссийской выставки из серии «Золотой фонд отечественной науки». Представляемые Методические рекомендации в 2-х частях, безусловно, имеют большое практическое и образовательное значение, являются вкладом в развитие фундаментальной науки.


Библиографическая ссылка

Меркулова Ю.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ЭКОНОМИКУ СИТУАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ (ЧАСТЬ 1, 2) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 95-97;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6239 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674